Zahav.СалатZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+25+15
Иерусалим
+22+13

Салат

А
А

"Эффект Моцарта" - это не то, чего мы ожидали

Исследования последних лет посеяли сомнения в том, что прослушивание классической музыки долговременно влияет на когнитивные способности.

Ракефет Тавор
23.02.2024
Источник:Великая Эпоха
Фото: ShutterStock

Чтобы у плодов еще в утробе матери улучшались когнитивные способности, была разработана целая индустрия видеороликов с музыкой Моцарта, которые могли слушать беременные женщины. Но исследования последних лет охладили энтузиазм прошлого и предполагают, что мы, возможно, были введены в заблуждение.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Леопольд, отец Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), считал своего сына гением еще в трехлетнем возрасте и поэтому расширил и углубил свои занятия с ним игрой на клавесине и скрипке. В пять лет, когда ребенок сочинил первые музыкальные произведения, слух о его гениальности широко распространился, а в шесть лет маленький гений отправился в свой первый концертный тур вместе со своим отцом и 11-летней сестрой, которая также отличалась талантом в игре и аккомпанировала брату на фортепиано.

Леопольд осознал экономический потенциал, который может прорасти таким образом, оставил работу учителя музыки и отправился со своими двумя детьми в концертный тур продолжительностью в три года.

До своей смерти в возрасте 35 лет Моцарт успел сочинить около 50 симфоний, 20 опер и в общей сложности около 600 произведений, достаточно прислушаться к их впечатляющей сложности, чтобы поразиться гениальностью их создателя.

В отличие от многих других композиторов, Моцарт уже при жизни получил признание и известность. Однако он, конечно, понятия не имел, что через 200 лет после своей смерти он окажется в центре прибыльной и широко разрекламированной индустрии для повышения работоспособности мозга.

Индустрия, продаваемая под названием "Эффект Моцарта", основана на убеждении, что прослушивание музыки Моцарта может сделать нас умнее. Снежный ком ее покатился в 1993 году с публикации короткой статьи в престижном журнале Nature. Доктор Фрэнсис Раушер (Rauscher Frances), аспирантка Калифорнийского университета в Ирвине, и ее партнеры описали эксперимент, который исследовал влияния на наши когнитивные возможности.

36 студентам, принявшим участие в эксперименте, было предложено выполнить три задания из раздела "О пространственном восприятии тестов IQ Stanford-Bina". Перед каждым из заданий они занимались по десять минут разными занятиями: один раз испытуемый сидел спокойно, другой раз он слушал успокаивающую музыку, а третий раз он слушал первые десять минут Сонаты для двух фортепиано Моцарта (К. 448). Порядок подготовительных действий у разных студентов был разным.

Исследователи обнаружили, что лучше всего справились студенты, которые слушали Моцарта перед тем, как приступить к выполнению задания. В то время как не слушавшие музыку показали средний балл - 54, а слушающие успокаивающую музыку - 54,61, средний балл слушавших сонаты Моцарта составил 57,56.

Когда доктор Раушер и ее коллеги "перевели" результаты в баллы IQ, они увидели, что они эквивалентны баллам 110, 111 и 119 соответственно. То есть, музыка Моцарта добавляла к показателю IQ в этом конкретном разделе пространственного восприятия примерно 8-9 баллов (тесты IQ включают дополнительные разделы). Однако исследователи осторожно отметили, что этот эффект приносит пользу только в течение короткого времени - от 10 до 15 минут.

Вскоре это исследование произвело фурор, и в средствах массовой информации появились заголовки об "ученых, доказавших, что прослушивание Моцарта улучшает результаты тестов IQ". Идея о том, что прослушивание музыки Моцарта помогает мозговой деятельности, сразу же воспламенила любопытство родителей, которые искали способы развития мозга своих детей, и вскоре продажи компакт-дисков и кассет с одной и той же сонатой для двух фортепиано резко возросли.

В 1997 году писатель Дон Кэмпбелл вызвал новую волну энтузиазма, опубликовав книгу "Эффект Моцарта". В книге он кратко описал исследования Калифорнийского университета и подробно описал множество других эффектов музыки, не имеющих отношения к первоначальным исследованиям. В книге также предлагалась серия упражнений, которые предположительно могли бы помочь нам улучшить пространственный интеллект с помощью музыки.

В 1998 году Зелл Миллер, губернатор штата Джорджия в США, также услышал об этой идее и предложил законодателям своего штата вложить более $100 тыс., чтобы каждая рожающая женщина в Джорджии получила компакт-диск с той самой сонатой.

"Мы были поражены, узнав, как наши открытия привели к развитию индустрии „Эффекта Моцарта", которая включает в себя книги, компакт-диски, веб-сайты и многое другое, - написала доктор Раушер в опубликованной ею статье. - Статьи с заголовками типа „Моцарт делает вас умнее" заставили читателей поверить, что классическая музыка, особенно Моцарта, может улучшить будущие результаты ваших детей по математике".

В то время как заголовки газет говорили об улучшении уровня IQ младенцев после прослушивания сонаты Моцарта, в короткой оригинальной статье доктора Раушера говорилось только о краткосрочных эффектах. Вопросы, заданные испытуемым в исследовании доктора Раушера, также были связаны исключительно с их пространственным восприятием, и эксперимент проводился только среди студентов, а не среди детей или младенцев.

"Нет никаких доказательств того, что прослушивание компакт-дисков с классической музыкой улучшает пространственное восприятие ребенка или какой-либо другой аспект его интеллекта", - резко написала в статье доктор Раушер, подчеркнув, что "научные отчеты не относятся к обычной интеллигенции взрослого или ребенка".

Но поезд уже отъехал. Сюжет получил дальнейшее развитие, когда в 1998 году профессор Джон Хьюз (Хьюз) из Медицинской школы Университета Иллинойса исследовал влияние этой сонаты на больных эпилепсией и выдвинул идею о том, что "эффект Моцарта" может помочь в лечении болезни.

Эпилепсия, также известная как "падучая", характеризуется аномальной электрической активностью в мозге. В исследовании Хьюза, в котором приняли участие 29 пациентов с эпилепсией в возрасте от 3 до 47 лет, измерялась электрическая активность до, во время и после исполнения пациентами одной и той же знаменитой сонаты для двух фортепиано. На контрольном этапе эксперимента он сыграл испытуемым еще одну популярную мелодию на фортепиано и исследовал реакцию их разума во время и после прослушивания.

У 79% испытуемых (23 из них) перед прослушиванием сонаты наблюдалась высокая избыточная электрическая активность, которая при воспроизведении значительно затухала и достигала вполне нормального уровня. После прослушивания электрическая активность возрастала, но была относительно низкой по сравнению с уровнем начала эксперимента. С другой стороны, мелодия, которая использовалась в качестве контрольной, не вызывала явных изменений в электрической активности мозга. Профессор Хьюз предположил в своей статье, что сложная структура сонаты с характерными для нее регулярными частотами резонирует с клетками мозга и влияет на них, тем самым помогая им функционировать лучше.

Несмотря на это, опубликованная в марте этого года мета-аналитическая статья о пациентах с эпилепсией показала, что "эффекта не существует", - говорит доктор Ади Олмер-Янив, нейробиолог из Института научного образования Дэвидсона, и добавляет:

"Из имеющихся в настоящее время доказательств, по моему мнению, действительно не существует „эффекта Моцарта"".

Определенно совпадение

Уже в 1990-е годы возникло подозрение, что связь Моцарта с интеллигенцией была чисто случайной. Проблемы начали проявляться, когда исследователи неоднократно пытались воспроизвести результаты оригинального исследования. Доктор Раушер и ее партнеры попытались в 1995 году провести эксперимент, аналогичный оригиналу, но более всеобъемлющий, и им удалось воспроизвести его лишь в ограниченной степени.

79 их испытуемых были разделены на три группы. В первый день все испытуемые без какой-либо предварительной активности ответили на 16 пространственных задач. В течение следующих трех дней каждая из групп решала каждый день по 16 упражнений (одинаковые упражнения для всех групп) на пространственное видение из тестов IQ, только перед самим тестом каждая группа занималась разным видом деятельности.

Одна группа сидела в тишине; вторая слушала начало той же сонаты Моцарта; а третья, "смешанная группа", во второй день эксперимента слушала 10 минут минималистическую музыку (короткие повторяющиеся мотивы), в третий день та же группа слушала рассказ, а в четвертый день - трансовую музыку.

Эксперимент показал, что группа, слушавшая Моцарта, действительно достигла наилучшего результата, особенно на второй день, то есть, когда они впервые слушали сонату. Но в последующие дни достижения группы, которая сидела в тишине, также улучшились и приблизились к достижениям слушателей сонаты. Однако достижения третьей группы оставались низкими.

Когда другие группы исследователей позже пытались воспроизвести эти результаты, им это не всегда удавалось. В 1999 году пара канадских исследователей провела аналогичный эксперимент. На этот раз они разделили 56 испытуемых на две группы. Одна группа слушала сонату Моцарта, а другая - "Фантазию в четыре руки" Франца Шуберта. Эксперимент показал, что музыка Моцарте не действует эффективней музыки Шуберта, поскольку музыка Шуберта привела к аналогичному улучшению пространственного восприятия.

В другом эксперименте исследователи фактически играли с контрольной выборкой эксперимента. Вместо того чтобы сидеть на месте, 28 испытуемых на контрольной фазе эксперимента слушали запись рассказа Стивена Кинга "Последняя ступенька на лестнице". Исследователи обнаружили, что классическая музыка не обладала преимуществом перед литературным произведением. История Кинга производила такой же эффект на слушателей, как и классическая музыка.

В 2005 году было проведено более комплексное исследование с участием более 8100 учащихся 5-х классов из различных школ Великобритании. В каждой школе, принявшей участие в исследовании, ученики были разделены на три группы. Первая группа слушала популярные в то время эстрадные песни, вторая - другое произведение Моцарта (струнный квинтет), а третья группа слушала радиодискуссию, посвященную исследованию, в котором они участвовали.

Исследователи увидели, что дети, которые слушали популярную музыку, достигли наилучшего улучшения своих результатов в тестах на пространственное восприятие, в то время как между теми, кто слушал Моцарта, и теми, кто слушал дискуссию по радио, не было обнаружено никакой разницы. Исследователи предполагают, что в конкретном случае пятиклассников именно поп-песни больше всего интересовали и стимулировали их и, таким образом, помогали им быть более сосредоточенными и внимательными при выполнении упражнений.

В комплексном обзорном исследовании под названием "Эффект Моцарта - Эффект Шмоцарта", проведенном в 2010 году исследователями из Венского университета в Австрии, ученые рассмотрели около 40 исследований, которые пытались воспроизвести оригинальный эксперимент доктора Раушера.

Исследователи пришли к выводу, что эффекты этой сонаты Моцарта несущественны по сравнению с другими стимулами и даже по сравнению с достижениями испытуемых, которые не подвергались воздействию каких-либо стимулов.

В последующем исследовании, опубликованном в этом году группой из того же университета и о котором ранее упоминал доктор Ади Олмер-Янив, был проведен анализ, сосредоточенный на влиянии сонаты на пациентов с эпилепсией. Ученые изучили восемь исследований в этой области, в которых приняли участие в общей сложности 207 пациентов. Когда они проанализировали различные воздействия на субъектов, они увидели, что все эффекты, включая эффект Сонаты, оказывали незначительное влияние.

Доктор Ульмер-Янив объясняет мне, что одна из причин расхождений заключается в том, что в оригинальном исследовании 1993 года использовался очень специфический подтест из тестов IQ Стэнфорда-Бина, который в своей полной версии исследует широкий спектр способностей.

"Чтобы проиллюстрировать улучшение успеваемости испытуемых, авторы статьи преобразовали балл в задании в общий балл IQ, но, как они сами заявили, они не исследовали дополнительные способности, такие как вербальные способности, способность к рассуждению, работоспособность, память и т. д. Поэтому распространенное в обществе убеждение, что прослушивание музыки Моцарта улучшает общий интеллект, в корне неверно", - объясняет Ульмер-Янив.

"Есть также некоторые проблемы при сравнении различных исследований - в некоторых из них изучалось влияние музыки на разные способности, поэтому невозможно обобщить улучшение одной когнитивной способности относительно другой. И помимо всего этого, трудно избежать предвзятости, публикуя данные исследования".

Может ли прослушивание Моцарта быть вредным?

Даже если прослушивание музыки Моцарта не делает нас умнее, некоторые исследования показали, что сочиненные им прекрасные гармонии полезны для здоровья, например, снижает кровяное давление. Другими словами, маленький Моцарт никому еще не повредил, да и к тому же, если он психологически успокаивает родителя, что его ребенок станет умнее, что в этом плохого?

Плохо то, что незнание фактов может нанести вред родителям, которые действительно хотят помочь своим детям когнитивно развиваться. Такие родители могут ошибаться и думать, что прослушивание музыки Моцарта действительно может принести результаты. Как объясняет Дэниел Уиллингем, профессор психологии Университета Вирджинии, в написанной им статье, если вы хотите помочь детям улучшить когнитивные способности, есть другие способы, которые могут сделать это намного лучше. Уиллингем пишет, что существует множество доказательств того, что дети, чьи родители, например, читают им сказки, будут лучше учиться, потому что это помогает заложить основы их обучения.

"Исследования показывают, что чтение ребенку, чтобы он стал умнее, намного сильнее, чем „эффект Моцарта"", - пишет он.

В этом также могут помочь игра на инструменте, пение и сочинение музыки, в отличие от пассивного слушания. Комплексное исследование, проведенное среди старшеклассников в Британской Колумбии, Канада, проверяло, существует ли связь между игрой на музыкальном инструменте и улучшением успеваемости, особенно в классах старшеклассников по таким предметам, как математика, язык и естествознание. С этой целью исследователи проанализировали существующие данные примерно 113 тыс. старшеклассников и обнаружили связь между степенью вовлеченности учащихся в музыку и хорошими оценками по различным предметам.

Читайте также

Профессор Гленн Шелленберг из Университета Торонто в Канаде применил более прямой подход и проверил, могут ли уроки музыки в течение всего одного года повлиять на результаты тестов IQ. Свое исследование он провел среди 144 первоклассников. Уже во время больших каникул, перед тем как начать обучение в школе, испытуемые проходили тесты на IQ. На следующем этапе их разделили на четыре группы. Одной группе было поручено изучать игру на клавишных инструментах, вторую группу - пению, третью группу - драматическому искусству, а контрольную группу не посещали никакие занятия в первом классе. Через 36 недель они снова прошли серию IQ-тестов.

Интересно отметить, что среди четырех групп было обнаружено улучшение показателей IQ. Профессор Шелленберг поясняет, что такое улучшение обычно происходит в начале школы, когда требования к ребенку возрастают по сравнению с детским садом. Среди детей, не проходивших дополнительных занятий в рамках исследования, выявлен средний прирост показателя IQ на 3,9 балла; среди изучавших драму прирост был на уровне 5,1; а среди тех, кто занимался музыкой, улучшение было еще более значительным - на 6,8 балла, то есть увеличение показателя IQ почти на 3 балла по сравнению с детьми, не посещавшими ни одного занятия.

Длительная игра на классических инструментах проявляется в самых разных областях мозга и даже в виде структурных изменений - во многих исследованных случаях участки мозга музыкантов-ветеранов оказались крупнее или лучше связаны. В обзорной статье 2009 года представлены структурные изменения в нижней лобной извилине, участвующей в исполнительных функциях, таких как внимание и речь; В мозжечке через него проходит вся связь между двумя полушариями мозга; в центральной префронтальной коре, участвующей в обработке произвольных движений; и во многих других областях.

"Воспроизведение музыки задействует множество сложных систем мозга, таких как память, эмоции, планирование движений и синхронизация движений, - объясняет доктор Ульмер-Янив. - Можно сказать, что любое действие, которое мы совершаем и повторяем с течением времени, укрепляет соответствующие связи в мозгу.

Воспроизведение музыки активирует различные и сложные системы мозга, поэтому неоднократно активирует многие области мозга. Изучение и практическое исполнение музыки могут помочь мозгу оставаться активным даже в пожилом возрасте".

Итак, подведем итог: детям настоятельно рекомендуется играть замечательные произведения, написанные Моцартом - это обогатит их мир и снизит уровень стресса. Если вы будете поощрять их играть, это также может хорошо повлиять на развитие их интеллекта. Только не ждите, что отправитесь с ними в тур по Европе в ближайшее время.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке