Это вовсе не рецензия - нечто совсем иное. Опус в свободном стиле. Не рецензия - потому что время ушло, событие вроде утратило остроту, темп и ритм. Актуальность, эта тираническая владычица припадочного мира журналистики, истаяла. Так выдыхается тонкое вино, если его оставить открытым. Хотя память все равно жива. Будто то память о событии, или память о вине.
Сама идея простого анализа качества и характера музыкального события мне иногда кажется почти нонсенсом. Иногда так кажется. Когда нет никаких сил, чтобы дышать и отвечать "хорошо" на сакраментальный вопрос-модуль "у тебя все хорошо?". Потом проходит. И пишем, анализируем, - жить и дышать все же надо…
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
И вот, среди горячих июльских маршрутов, долгих поездок в драматичных, сюжетами для трагикомедий переполненных автобусах, среди ночных атак демониц-депрессий, снов - тиранов, редких падчериц-надежд, наметился островок. Неделя началась с тонкой сияющей тарелочки луны. С пения птицы, которая славила рассвет. Я набрала воздуха - и опять вернулась к тому дню. То ли было чуть меньше шума за окном, то ли страницы книги Кена Фоллета - о, он знает, как вернуть человеку вкус к жизни! - уврачевали. Одним словом, вспомнился и восстановился тот день. И последовавший за ним вечер. Отозвались светлым красивым музыкальным эхом.
В неярком свете предвечернего фойе нашей филармонии, в пустом мире, куда через два часа пожалует шум, людской поток, нас встретил артист Израильского филармонического оркестра, альтист, один из аксакалов и авторитетов этого прославленного коллектива Владислав Краснов.
Разговор, экскурс был организован специально для пишущих и рассказывающих об оркестре и его музыке по-русски. В ходе путешествия, блуждания, попадания в самые интересные и таинственные кулуары оркестрового дома мы увидели святая святых этого обиталища музыки: библиотеку и ее приемы, технические новинки и собственные, нашего оркестра и его библиотекарей, методы работы с нотными страницами. Ширму, за которой играют первый тур конкурсных отборов в оркестр. Тот увлекательный отсек, откуда в лифте на сцену выплывает рояль. Футляры с инструментами, которые, кажется, дремлют под крышками - но тихо наполняют свои дыханием коридоры и лестницы служебных помещений. И еще нам рассказали о просветительных проектах оркестра, о программах, нацеленных на воспитание, окультуривание, развлечение юных, будущих слушателей и сторонников серьезной музыки.
В беседе, которую вел наш обаятельный Вергилий (он вел нас не по мрачным кругам мира Данте, а по интригующему чреву самого авторитетного оркестра нашей музыкальной страны!) были упомянуты и герои, истинные атланты - Бронислав Губерман и Артуро Тосканини. Их имена, к слову, носят красивые тихие улицы неподалеку от площади, на которой и здание филармонии, и театра "Габима".
Читайте также
Бронислав Губерман, талантливый, яркий артист, скрипач, наделенный особым звуком и сердцем, собирал лучших еврейских музыкантов, тех, кто подвергся преследованиям на расовой почве. Они и стали первым отрядом, первым составом нашего драгоценного национального симфонического оркестра. А Тосканини, волшебник, светлый интернационалист, которого фашисты назвали "почетным евреем", дирижировал этим юным и крылатым оркестром бесплатно. И всегда подчеркивал свое особое к нему отношение…
А великий физик Альберт Эйнштейн, который не расставался со скрипкой никогда, черпал в ней свой покой и свои идеи, возглавил Американскую ассоциацию друзей Палестинского оркестра. Шел 1936год…
… А мы, простившись с нашим гидом, пошли в зал. И слушали концерт, в котором солировал невероятный Гиль Шахам, а за дирижерским пультом стояла энергичная Карен Каменсек.
Скрипичный концерт Антонина Дворжака - подарок и праздник. Лирика и борьба - сюжет, тема концерта. Фольклор, танец фуриант, лесные мотивы, с рассветным голосом валторны, нежная линия романтики и очарования, гордые порывы эмоций, и неостановимое движение вперед - все слито в этом Концерте. Диалог огромного оркестра и парящая, яркая, солидарная с оркестром и в то же время победная, лидирующая скрипка одинаково прекрасны. Гиль Шахам - само обаяние. Его невозможно не полюбить. Когда он играет, весь мир с ним. За него. На одном из концертов серии случилась история, которая, наверное, войдет в лучшие беллетризованные книги о музыке. У Гиля Шахама порвалась струна его "Страдивари". Он тут же взял скрипку Ильи Коновалова, концертмейстера оркестра, который тоже играет на "Страдивари". А артистка оркестра, отдав первой скрипке сой инструмент, сняла туфли, чтобы не стучать каблучками, и убежала за кулисы за скрипкой для себя…И все прекрасно сработало. И все было вдохновенно! Музыканты оркестра относятся к Гилю Шахаму с особым уважением. С благоговением. И зал влюблен в него. Чутко и органично исполнив Дворжака, солист вместе с Ильей Коноваловым пропел, прожил "Размышление", жемчужину, любимую мелодию из оперы Массне "Таис".
А потом Карен Каменсек царила и ворожила. Собранная, четко руководящая оркестровым морем, она с юмором реагировала на аплодисменты между частями, на робкие и ненужные соло телефонов…
"Влтава" Берджиха Сметаны катила многоцветным потоком воды, красоты, прохладой и покоем, широким раздольем изумительной мелодии. И хит, эти знакомые всем, любимые, живые "Славянские танцы" Дворжака, пришли утешением. Прозвучали торжеством и надеждой, роскошью и силой народной мысли, переплавленной в чудо формы и мысли великого чеха, избранного и всегда актуального Дворжака. Я назвала свои заметки "Ода к радости". И не зря. Так и было. Так это и прозвучало. Будто мир не буксует, время не пугает, музыканты живут только музыкой, только своим искусством, только творчеством. И главная наша забота - хранить великие творения, искать самые лучшие интерпретации, думать о силе искусства. Ходите слушать музыку радости и мудрости - прошу ходить на концерты. Сила и оптимизм там.