Пятница. Солнце. Ришон ле-Цион. Улицы города стекаются к зданию Гейхал а-Тарбут. И люди именно в эту точку стремятся…
Нет, я, конечно, преувеличила; но хочу именно так думать. Весна ведь, и северный ветер Борей унес свое ледяное покрывало. Февраль сжался, исчерпался, как шагреневая кожа. Двадцать восьмое, последний день февраля. Весна взмахнула слабым детским крылом. Февраль лег в книгу памяти, его уже нет. И концерт, миниатюрный, камерный, подвел для меня его итог.
В Гейхал а-Тарбут, в зале "Аудиториум", солисты симфонического оркестра Ришон ле-Циона играли музыку о весне и о многом другом. Зал полон, рояль воздел крышку; директор оркестра Офер Села сказал те слова, от которых мне всегда бывает больно. Те есть больно не от слов, а от того, почему они говорятся снова и снова, - от трагического повода для них, от всенародного горя, которое не исчерпывается с приходом нового месяца.
Свет в зале погас. И Эккарт Лоренцен, - первая скрипка оркестра, музыкант, который с 1991 года занимает эту позицию, - заиграл искрящегося Бетховена, Сонату соль мажор для скрипки. А Батья Штейнбук-Лоренцен повела виртуозный разговор со скрипкой, залом, миром. Будто поток светлой воды мчался мимо танцующих контрданс и менуэт, мимо спорящих и смеющихся. Мимо лишенных зрения и чувства. Мимо, мимо. И скрипка, этот неотразимый душевный камертон, Гварнери "дель Джезу", пела и создавала пасторальные картинки. И клен, волшебный, давший этому поэтичному инструменту голос и силу, словно качался рядом.
В этот день, на концерте в преддверии весны, в милом полутемном зале я вдруг ощутила себя вынырнувшей из давящей атмосферы, описанной Кафкой; будто прекратилась страшная сказка-хоррор. И я оказалась на берегу реки, в живописной местности, и пел ветер, и время шло в темпах Бетховена. И только пассажи скрипки, феерия рояля (недаром иногда говорят, что эта Соната написана для фортепиано в сопровождении скрипки!), и гипноз непостижимой гармонии царили в солнечном дне и во всем окружающем нас космосе. Звук был густым и объемным, будто где-то спрятан незримый мощный усилитель. Контрасты, темпы и самые красивые эпизоды поданы со вкусом, без излишней экзальтации.
…Концерт идет дальше. "Еврейская мелодия". Автор - Иосиф Ахрон. Это имя заслуживает отдельной страницы в летописи музыкальной еврейской культуры. Судьба этого композитора была яркой и драматичной, его талант остался недооцененным. Он закончил Петербургскую консерваторию по классу скрипки; учился у великого педагога Леопольда Ауэра. Женился на певице Марии Рапхоф, вступил в Общество еврейской народной музыки. Много и успешно концертировал. Сочинял музыку. В 1922 году Иосиф с супругой и его брат, пианист Исидор, уехали в США. Умер Иосиф Ахрон в 1943 году; было ему тогда всего 57 лет.
Американский кантор и музыковед Филипп Модел исследовал жизнь и творчество Иосиф Ахрона. Шел по следам биографии этого большого таланта, по капельке, по зернышку собирал картину дружбы, поездок и свершений. Написал книгу. А потом передал все материалы об Иосифе Ахроне Государству Израиль. Первым музыкальный диск произведений Ахрона записал выдающийся израильский скрипач Хагай Шахам.
…Мелодия льется гибко и горячо. Будто бьет источник силы, поток грусти, властной воли, отчаянной смелости. Это мелодия, узнаваемая еврейским сердцем; по интонациям близкая ему; музыка прекрасная и возвышенная, словно ожили и преобразовались в ноты тексты Шолом-Алейхема, и Стемпеню вошел в зал со скрипкой. И ближе, яснее и роднее стали еврейские странники, клезмеры, бадхены, развлекатели из местечек "черты оседлости". Словно наполненные вековой национальной скорбью бездонные глаза сияют в этой глубинной, прекрасной, бесконечной мелодии. Эккарт Лоренцен исполнил ее благородно и сдержанно, без внешних ложных эффектов, без лишнего пафоса.
На фото в программке концерта - композитор Марио Кастельнуова-Тедеску и скрипач Яша Хейфец. Композитор написал Фантазию на темы оперы Джоаккино Россини "Свадьба Фигаро" для феноменального скрипача Яши Хейфеца. Под впечатлением от его игры. Фантазия "Фигаро" - алмаз, который способен украсить исполнительскую корону любого солиста. Квинтэссенция тем и образов шедевра итальянской оперы, виртуозный опус, бросающий вызов скуке и усредненности, амбициозная парафраза, вызывающая восторг. Восторг и был, и зал закричал "Браво"!
А в финале этого музыкального путешествия к дуэту скрипки и фортепиано добавилась валторна. Самый сложный, странный, непослушный из всех духовых инструментов. Самый длинный - если развернуть, размотать эту раковину, она займет почти четыре метра. Диапазон:от тубы, через кларнет и гобой до голоса и даже скрипки. Сияющая и капризная, с запутанной биографией, любимая кинематографистами валторна! Она - героиня одного из произведений Йоганнеса Брамса. Трио ми бемоль мажор опус 40. На валторне играл Шарон Полак.
Читайте также
- Роман Рабинович: «Именно сейчас искусство нужно как воздух! Оно умеет исцелять, возвращать человеческое, заставлять остановиться, почувствовать, задуматься»
- Звезды в ручье, или Вечный океан
- Юлиан Рахлин - о концертах в Иерусалиме и Хайфе: о Польше, Вене, "госпеле" и возвращении в Вильнюс
- Звезда "Евровидения" продал свой хит израильскому банку
- Дэвид Гилмор не воссоединится с антисемитом Роджером Уотерсом
Что вдохновило композитора на создание музыки для такого оригинального состава? Пленительный мир Шварцвальда, детские воспоминания, - ведь Брамс играл на этом инструменте, и его мама любила слушать, как сын справляется с этим коварным сияющим чудом. В 1982 году Дьердь Лигети написал свое Трио для такого же состава инструментов, и посвятил его памяти Брамса. Шедевр немецкого романтика, великого Йоганнеса Брамса, так нежно поэтичен и вызывает так много глубоких эмоций, будто в музыку перевоплотились стихи Гейне. И каждая часть Трио - светлая вдохновенная миниатюра. Говоря словами друга композитора Теодора Бильрота: в этом опусе все "проникнуто блаженным ощущением счастья". Даже самые печальные строки. Это тревожное и непростое счастье. Но его свет дает стимул жить. Я очень люблю это Трио
Камерный концерт в "Аудиториуме" состоялся. Были аплодисменты. И между частями тоже. Ладно, ничего. Слушатели ощущали себя свободно и уютно.
Я поначалу немного нервничала. А потом сказала себе: это ли беда? Пусть себе, ничего, что аплодируют. Весна пришла. Музыка живет. Нам еще так много надо сыграть!..