Бабушка моя, великая кулинарка, (ее мать в девичестве носила фамилию Рабинович) доводилась внучатой племянницей Шалом-Алейхему. Я, понятно, в отличие от его родной внучки, американской писательнице Бел Кауфман, еврейскому классику седьмая вода на киселе, но моя бабушка его отсылы к кулинарии нищего местечка снисходительно презирала.
Он был из зажиточной семьи, которая в итоге познала нужду. Но не настолько! Это я о его гимне фаршированной щуке, рыбы днистой, дешевой, пахнущей тиной, годной только для того, чтобы набить мацовой мукой или хлебом, да с луком.
Это конечно способ накормить большую семью, но фаршировать нужно карпа (я бабушкин рецепт, адаптированный к израильским условиям, давал, повторяться не буду).
Шалом-Алейхем женился на собственной ученице, но не сразу, ее отец был категорически против. Кому нужен зять-оборванец? Любовь была пылкой, и волю отца невесты проигнорировали.
Таким образом Шалому Нохумовичу Рабиновичу досталось огромное состояние, которое он благополучно промотал неудачными операциями на бирже и вкладами в издании идишистской литературы. По мнению бабушки в готовке не понимал, и кухарка его попросту на кухню бы не допустила.
Ладно, проехали, из чего будем готовить?
Ашкеназы в Израиле из спеси долго считали морскую рыбу плебейской кухней, достойной сефардов и их двоюродных братьев, предпочитали карпа из искусственных водоемов. Мне об этом много лет назад рассказывал пожилой потомок яффских рыбаков, владелец ресторана "Сука левана".
А сейчас морскую рыбку не укупишь. Деликатесной и полезной рыбкой у нас, живущих на Днепре, да и вообще в пределах Черты оседлости, считался судак. Особенно, для детей, потому что страх перед застрявшей костью у них всегда жуткий. (Помножьте на мое писательское воображение).
Израильские дети и внуки тоже трусоваты и по этой причине заказывают в ресторанах по большей части филе. А в судаке мелких костей крайне мало. На самом деле его не крохи любили (кто их спрашивал?), а опасливые мамы и бабушки.
Вот я и предлагаю вам судака по-польски. В Израиле настоящего речного судака вы не найдете. Но филе лаврака или дениса продается в любой рыбной лавке, это соответственно, сибас и дорадо.
А заодно прикупите их головы и хребты за копейки, то, что остается от филетирования.
Вот из этих костей мы приготовим немного крепкого рыбного бульона.
Бросим туда луковицу, морковь, душистый перец, сельдерей, лаврушку, какие стебли петрушки и укропа, подсолим и проварим до 50 минут.
К концу готовки добавим 150 граммов сухого вина и выпарим его. (Мне в нежном возрасте на коммунальной кухне подавали без вина).
Отцедим бульон, а кости отдадим знакомым котам.
Теперь будем готовить польский соус. Это уж совсем просто.
На каждое филе (понимай, порцию) понадобится одно крутое яйцо. Порубите их и ненадолго отложите. Растопим в глубокой сковороде сливочное масло, чтобы одному едоку досталось граммов 30.
Каждое филе разрежем на четыре куска и слегка подсолим.
Жарим в масле на большом огне не больше минуты с каждой стороны. И это максимум!
Переворачиваем. А теперь заливаем нашим бульоном чтобы покрыл рыбку.
Добавляем по вкусу лимонный сок, я выдавливаю лимон осторожно и не спеша.
Тушим под крышкой 4-5 минут. А теперь присыпаем яйцом и мелко порезанным укропом, даем пару минут постоять под крышкой, задохнуться своим ароматом и подаем.
А гарнир? Он тоже должен быть детским. Если следовать классике, то пюре. При готовке использую сливочное масло, горячее молоко и немного сметаны.
Если вам по медицинским показаниям жареную рыбу категорически запретили, то бульон на филе выливаем в сковороду сразу, после того, как растопили масло и положили кусочки филе.
Читайте также
Приятого аппетита!