Zahav.СалатZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+28+19
Иерусалим
+26+15

Салат

А
А

Весело - и с перьями

Зритель ждет новизны, яркости. Зритель любит театр. Плохо, когда в ответ на ожидания предлагается инфантильный рассказ-анекдот.

09.09.2024
Фото: пресс-служба

Спектакль "Номи и Норма" я буду долго помнить, обдумывать; от него, как от спрятанного в палате мер и весов эталона, буду отсчитывать свои зрительские радости и разочарования. Говорить о сбывшихся надеждах и обманных миражах.

Итак, новый спектакль. Называется "Номи и Норма". Пьесу написали актеры Ирит Каплан и Йоав Бар-Лев. Поставила Тамар Кейнан. Сценограф Адам Келлер раскрасил сцену Камерного театра в изумрудно-бирюзовенькие и кораллово-бордовенькие тона, что-то в эстетике раннего Миядзаки. Китч. Наивно. Ярко, до рези в глазах. Это будет мне являться во сне…

Небо над пустыней, горизонты, которые открываются за маленьким автомобильчиком. Нечто инфантильное, аляповатое. Но с претензией. Костюмы Орна Сморгонски, видимо, не мудрствуя лукаво, взяла из костюмерной. Они лишены всякого стиля и характера. Музыка Дафны Кейнан собрана из длинного ассоциативного ряда большого музыкального опыта человечества. Остинатный ритм. Просто ритм - и от него возникает динамика. Что явно стимулирует зрительские аплодисменты и позитивный настрой в зале.

…Официальная премьера собрала поклонников, VIP-персон, журналистов. Все ждали - как было указано в программке к спектаклю - "волнующей комедии". История, которую преподнес театр, простая и безыскусная. Такая несложная, что даже любой сотрудник министерства культуры и депутаты нашего кнессета способны ее понять.

Женщина Номи, медсестра по профессии, развелась с мужем. У нее две дочки. Долги. Отсутствие работы. Полная бесперспективность. Муж - злобный эгоист. Совсем ее не уважает, готов все время искать ее грехи, обижать, в общем - горе, а не бывший муж. Номи находит работу по объявлению в газете - и едет из Эйлата в Метулу. В роли неудачливой Номи мы видим популярную актрису и соавторшу в написании пьесы Ирит Каплан. По сюжету, по замыслу тандема Каплан - Бар-Лев Номи становится сиделкой у Нормы, дамы эгоцентричной, вредной, требовательной. Острой на язык. Адвокатессой в прошлом. Которая всех предыдущих соискательниц решительно отвергла и изгнала. Жестко и категорично. Чем весьма расстраивает сына, который и сам с трудом контактирует с матерью.

Читайте также

Норму играет Ривка Михаэли. Благородная, аристократичная, красивая Ривка Михаэли. Умная. Эффектная и женственная даже в безликом тренировочном костюме. И - скажу с восторгом и нежностью! - она это делает хорошо, убедительно, обаятельно, вопреки безликой, бессмысленной пьесе, аморфным диалогам, весьма скромным работам коллег по спектаклю. Собственно, Ривке даже пьеса не нужна, она сама по себе - явление. А пьеса слаба, ходульна на редкость, просто до слез.

Весь конфликт сводится к тому, что бывший муж Номи пытается забрать у нее дочерей - и использует для этой не очень человечной цели тот факт, что она уехала в Метулу, оставив девочек у соседки, которая замечена в употреблении наркотиков. Номи должна явиться в отдел благосостояния("реваха") на разбирательство, которое пройдет в Эйлате. Норму не на кого оставить, и Номи берет разгневанную, нервную, уверенную в скорой победе над неугодной и неприятной нянькой подопечную с собой. Норма еще имеет странную привычку беседовать со своим мужем по телефону. Долго и подробно. И эта привычка была бы вполне объяснима - не все же мужья такие, как Эйтан, бывший муж и жизненное разочарование Номи. Но вот проблема в том, что супруг Нормы умер пятнадцать лет назад…

Номи и Норма едут на старенькой непородистой машинке Номи, машинка ломается. Дамы берут другую машину напрокат, причем агента, который не желал по каким-то глупым причинам дать им ту машину, которую хотела Норма, просто связывают и затыкают ему рот кляпом. Смешно? Возможно…

В то время, когда путешественницы держат путь в светлый город Эйлат, зловредные грабители (бедуины, похоже, потому как в куфиях и белых одеждах) воруют транспортное средство Номи… В пути весело и под музыку недалеко от дуэта наших героинь маршируют люди с перьями на головах. После долгих перепалок Норма начинает воспринимать Номи всерьез. Между ними воцаряется мир.

И - разумеется, как же иначе! - козни экс-мужа проваливаются, детей у Номи не отнимают, и беременная религиозная соцработница проявляет чудо понимания, профессионализма, и психологической проницательности (и что еще важно - реплик у нее минимум, бюрократизм ей чужд, - ей все сразу ясно. Фантастика!)…

Ирит Каплан ничего не смогла раскрыть, осуществить, свершить в роли Номи. Как и Надав Асолин, Шохам Шнайдер, Аснат Бен-Егуда, Долев Охана. Играть нечего, материала нет. Хорошо бы пьесу переписать. Жаль - не выйдет.

Зал дня премьеры был радостным, готовым к "волнующей комедии". Зал одобрительно реагировал, зал был готов к смеху и поверхностным, плоским репликам. Бывает.

"Камерный" ищет. Много всего разного ставит. Зритель ждет новизны, яркости. Зритель любит театр. Плохо, когда в ответ на ожидания предлагается инфантильный рассказ-анекдот.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке