Zahav.СалатZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+28+24
Иерусалим
+28+18

Салат

А
А

Миссия Бориса Эйфмана

Борис Эйфман: "Всякий раз, приезжая в Израиль, я начинаю ощущать в себе голос предков, зов генетической памяти. Художнику исключительно важно чувствовать связь со своими корнями".

Борис Яблоков
24.09.2024
Источник:salat.zahav.ru
Борис Эйфман. Фото: Вячеслав Архипов

Театр балета Бориса Эйфмана вновь приезжает в Израиль - уже в 16-й раз - и представит свой новый спектакль "Чайка. Балетная история", созданный в честь 45-летия труппы Эйфмана. 6 представлений состоятся в Оперном Театре Тель-Авива с 25 до 30 сентября.

Накануне гастролей в нашей стране Борис Эйфман рассказывает о новой постановке "Чайка. Балетная история" по знаменитой чеховской пьесе, о процессе создания балетов, о людях, которые повлияли на его карьеру, об особом отношении к Израилю и о многом другом.

- Добрый день, Борис Яковлевич. В этом году Ваш театр привозит в Израиль постановку по "Чайке" А. П. Чехова. Что особенного в этом спектакле?

- "Чайка. Балетная история" - вторая постановка нашего театра по чеховской пьесе. Израильские зрители, возможно, помнят первый спектакль, выпущенный нами 17 лет назад. Но сейчас труппа привозит совершенно новый балет с полностью оригинальной хореографией, драматургией и сценографией. Неизменным остался мой интерес к поднятым Чеховым глобальным вопросам. Мы размышляем о соперничестве разных поколений художников-новаторов и традиционалистов, о попытках творцов реализовать себя в условиях мучительного давления повседневности и многом другом. Подобные темы всегда будут актуальными для людей искусства. Действие классической пьесы в спектакле перенесено в реалии современного балетного театра, чье закулисье изображается без прикрас.

Однако здесь нет одержимости сенсациями и скандалами. У поэтессы Анны Ахматовой есть очень точные строки: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…"

Для меня важно, как личные драмы, любовные переживания и интриги деятелей танца - эти "пять пудов любви", как сформулировал сам Чехов - переплетаются с творческими поисками и влияют на рождение балетных спектаклей.

- Расскажите о том, как строится Ваш рабочий процесс. Что Вы исследуете перед тем, как начать сочинять хореографию?

- Перед тем, как войти в репетиционный зал, я, наверное, на протяжении полугода (если не больше) занимаюсь накоплением и проработкой колоссальных объемов информации. Смотрю и читаю все когда-либо снятое и написанное по теме будущей постановки. При этом исписываю заметками несколько объемных тетрадей, фиксируя свои мысли о структуре нового спектакля, его сюжете, психологической природе главных персонажей. Параллельно работаю с музыкой. Отбирая композиторов и произведения для партитуры, прослушиваю горы дисков. Все это - очень серьезный творческий труд.

- Чего Вы ожидаете от танцовщиков?

- Прежде всего, максимально точного воплощения моих художественных замыслов. Т.е. качественного и талантливого исполнения сочиненного хореографического материала, а также ярких актерских, драматических работ (а это принципиально важно для нашего театра). С другой стороны, всегда подчеркиваю: мне нужны не бездумные куклы-марионетки, а соратники, полноценные участники созидательного процесса, по-настоящему одержимые теми же творческими идеями, что и я сам.

Фото: Евгений Матвеев

- Какие рамки Вы стремитесь преодолеть с помощью танца?

- Танец - понятное каждому искусство, само по себе раздвигающее любые рамки и преодолевающее все существующие культурные, религиозные и идеологические барьеры. Моя миссия - использовать его уникальные возможности, чтобы способствовать духовному объединению людей и дарить зрителю ни с чем не сравнимые эмоциональные переживания.

- Что должны испытать зрители на Вашем спектакле? И с чем они должны выйти из зала?

- Публика приходит к нам на спектакли в надежде испытать незабываемое внутреннее потрясение, очищающее и преображающее душу. Древние называли это катарсисом. Зрители практически всего мира, знакомые с нашим театром, понимают: подобный эмоциональный опыт они не получат ни от телевидения, ни от интернета, ни от поп-концертов.

Люди могут принимать или не принимать мое искусство, но оно никого и никогда не оставляет равнодушным.

- Кто является наиболее значимой персоной в Вашей жизни и карьере? Почему?


- Это, во-первых, мои родители, даровавшие мне жизнь. Я перенял от них ценнейшие качества - мудрость и трудолюбие. Это моя семья, прима нашего театра Валентина Морозова и сын Александр - самые близкие для меня люди. Я безгранично благодарен им за понимание и терпение. Это мои артисты, без которых я не смог бы реализовать ни один свой замысел. И, конечно, наши зрители - те, кому адресовано создаваемое театром искусство.

- Какой момент, связанный с танцем, Вы могли бы назвать одним из наиболее счастливых для себя?

- Я испытываю большую радость, понимая, например, что новый спектакль, сочинению которого я посвятил 2-3 года жизни, состоялся. Правда, уже через какое-то время могу смотреть на свою работу и видеть ее несовершенство. Тогда меня охватывает безудержное желание переосмыслить собственное творение, частично переставить балет или даже сочинить заново. Я нахожусь в постоянном движении к идеальному спектаклю. А он непрерывно отдаляется от меня, словно горизонт…

- Чему особенному Вас научил танец, что Вы не могли бы почерпнуть где-либо еще?

- Тому, что внутренний мир человека, его душа - величайшая, неисчерпаемая тайна. Исследовательский инструментарий языка танца позволяет мне если не разгадать, то, по крайней мере, максимально приблизиться к ее постижению.

Фото: Евгения Матвиенко

Читайте также

- Если бы Вы ставили спектакль о своей жизни, то какой бы была открывающая сцена?

- Все мои балеты в той или иной степени автобиографичны. Поэтому не вижу
необходимости в отдельном хореографическом "байопике". А если кто-то из моих коллег все же решит его поставить, то надеюсь, сделает это талантливо…

- Это не первый Ваш визит в Израиль. Каковы Ваши ожидания от него?

- Всякий раз, приезжая в Израиль, я начинаю ощущать в себе голос предков, зов генетической памяти. Художнику исключительно важно чувствовать связь со своими корнями. Мы рады вновь выступать здесь, и я ожидаю, что замечательная и отзывчивая публика Тель-Авива окажет труппе самый теплый и восторженный прием.

"Чайка. Балетная история"

Балет Бориса Эйфмана по пьесе Антона Чехова "Чайка" на музыку Сергея Рахманинова и Александра Ситковецкого

Декорации: Зиновий Марголин
Костюмы: Ольга Шаишмелашвили
Свет: Глеб Фильштинский, Борис Эйфман

Представления состоятся в Оперном театре Тель-Авива

Среда, 25 сентября, в 20:00
Четверг, 26 сентября, в 20:00
Пятница, 27 сентября, в 13:00
Суббота, 28 сентября, в 12.00 и в 18:00.
Воскресенье 29 сентября, в 20:00
Понедельник 30 сентября, в 18:00

Билеты в кассе "Браво" или в кассе Оперного театра: 03-6937777

Организаторы гастролей в Израиле - компания "Цемах LTD": Йоав Цемах и Ури Офер.

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке