Пятница - это одновременно финал и начало. Неделя уходит - и неделя рождается. Солнце мая выводит в облаках свои картинки-приветы. Пятница солнца, городского расслабленного ритма, предчувствия музыки. И мы идем в зал "Аудиториум" (малый зал "Гейхал ха-Тарбут") на очередной концерт замечательного цикла "Артерия", придуманного и выпестованного совместными усилиями муниципалитета Ришон ле-Циона и активистами симфонического оркестра этого славного города. И главный активист - скрипачка Саша Шойфер. За что ей наш поклон…
В это утро настал час трио "Incredible". Что означает "Невероятное". И мы шли на невероятное, прекрасное, живое, - то, чему можно удивляться, к чему припадаешь, как к светлому источнику. Я знаю музыкантов, участников "Incredible". Все они талантливы, все - истинные артисты. Трио, которому три года, уже знают и любят меломаны. Все трое участников - ревнители качества, увлеченные, вдохновенные, уважительные ансамблисты.
…Альфредо Казелла, уникальный мастер ХХ века, творец новой и дивной итальянской музыки, соратник всей мировой музыкальной элиты предстал в своем Трио ре мажор почитателем и адептом Муцио Клементи. Музыка, - кружевная, расцвеченная изысканными узорами, нежной силой и тонкой красотой, - полилась в зал, как дуновение тюльпанов. Будто явление трилистника - растения, которое как раз в мае появляется. Три составляющие единого целого, три равнозначных лепестка - это и есть трио "Incredible". В их музыке нет ни одного случайного, неподготовленного и непродуманного нюанса, ни одной случайной фразы. Скрипка, виолончель, фортепиано - вместе. Их не разделить, они едины и сплочены. Их звуки тянутся ввысь, чутко раскрывая материю отшлифованной, точной музыкальной фразы, сохраняя настроение. Легко и нарядно передают артисты природу этой музыки, которая причудливым несферическим жемчугом перекатывается, растет из барокко, из давних дней - но при этом так свежа и современна.
Фриц Крейслер - мистификатор, виртуоз, еврейское дитя гармонии, знаток драгоценного вина популярности, оставил много хитов. Три его знаменитых хита, любимые пьесы и знатоков, и толпы: "Муки любви", "Синкопы" и "Маленький венский марш" - прозвучали в этом концерте. "Муки" были так сладостны, так необыкновенно и неожиданно свежи, что у меня возникло отчетливое ощущение открытия, новизны. И "Синкопы", и "Маленький венский марш" звучали будто впервые, - ярко, совершенно небанально, восхищая небольшой, но уютный зал.
…"Черный кабинет", ряды кресел, амфитеатром убегающие вверх. Черно-белые силуэты струнников Льва Иомдина и Якова Кашина, черный рояль - и Ирочка Железнова в черно-зеленом, строгая и сосредоточенная. В трактовке сочинений, в собранности и погруженности в музыку, в звуковедении - ничего случайного или хаотичного. В то же время - это свобода, изящество, очарование.
Музыкальный дневник памяти композитора Христоса Хатциса - "Старые фотографии". Это искусно переведенный на язык трех инструментов поток кинематографических кадров. Трогательных. Бередящих душу. Ностальгических. Возможно даже болезненных… Хотя может быть, что это только я одна так слышала, мне так открылась эта музыка, - и, возможно, публика на концерте воспринимала ее иначе, в другом контексте. Меня это исполнение тронуло до слез. Будто развернуло перед моим мысленным взором старые, печально-дорогие, очень значительные картины. И время потекло вспять.
Очнулась я только с аплодисментами. С потоком энергии, шедшим из зала к сцене. С элегантным поклоном исполнителей. С внутренним возгласом: "Жаль, что отзвучало!..".
Равель, его "Павана на смерть инфанты"…Это было, как нежнейшая песнь куколке- инфанте. Прочувствованная, пропетая, как в мире Уайльда, тем же красочным, сказочным штрихом…
Читайте также
"Танго в сумасшедшем доме" Альфреда Шнитке - глумливое, язвительное, вызывающе-актуальное, будто в этом маленьком сатирическом памфлете слышатся реплики знакомых политиков, обезумевших блогеров и кривлянье критиков, знающих как все должно быть…
Обаяние театрального Франсиса Пуленка, его сюита из музыки к пьесе Жана Ануя "Приглашение в замок", которую музыканты "Incredible" сыграли в своей обработке, - тоже оказались для меня открытием. Жаркая нега танго, хрупкость и трепет вальса, карнавальность и суматоха игры, в которой все несерьезно, но ломаются сердца, и только занавес положит конец бегу, танцу, кружению, кокетству, несообразностям. Об этом сюита, все это сверкает и переливается звучащими красками в трактовке "Incredible". Союз трех музыкантов прекрасен. Никто из них не рисуется, не старается сразить аудиторию виртуозностью, - каждый ощущает себя частью целого, важным звеном мини-оркестра.
Аплодисменты были долгими, щедрыми, благодарными. И опус "Вместо танго" композитора Гии Канчели словно закрепил свежесть и остроту слушательского восприятия, подвел итог музыкальному потоку стилей, эмоций, настроений.
Зал был очарован. Трио блистательно подтверждает истину: подлинное искусство доступно и открыто самым разным слушателям, настоящее найдет дорогу к сердцу.
Браво, "Incredible"! Вы лучшие!