Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Салат

А
А

Самая громкая сенсация

Нобелевская литературная премия – это путевка в клуб бессмертных. Проходной билет в вечность. Ведь имя лауреата будет вписано в скрижали истории.

16.10.2014
Источник:salat.zahav.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

"Нобель 2014 по литературе дали реально хорошему писателю Патрику Модиано. Белый, гетеросексуал, чтит красоту языка... Даже как-то странно".  (Сурковъ https://twitter.com/)

Нобелевская премия по литературе – это не просто исключительно престижная и денежная премия, не только широчайшая рекламная акция или пиар-кампания книг победителей, не бренд, не тренд и даже не умелая раскрутка новой литературной звезды. Нобелевская литературная премия – это путевка в клуб бессмертных. Проходной билет в вечность. Ведь имя лауреата будет вписано в скрижали истории.

При всей противоречивости, непредсказуемости и парадоксальности выбора лауреатов великой премии мне, несмотря ни что, каждый год хочется понять логику решения Нобелевского комитета. Хотя бы приблизительно представить себе, на что опираются в своих оценках эксперты-академики, какие тайные пружины срабатывают при этом, какие политические силы влияют.

Стоит лишь подумать о многочисленных кандидатах и оценить трудности выбора (нынешний список кандидатов включает более 200 человек). И там, действительно, лучшие из лучших – цвет мировой литературы. Назовем из списка лишь самых известных: японская литературная звезда Мураками, Светлана Алексиевич – автор нашумевшего в Европе бестселлера, Филипп Рот – многолетний претендент на награду из США, Милан Кундера – известный чешский прозаик, писатель из Кении Нгуги Ва Тхионго, о котором было много говорено в кулуарах.

"…за искусство памяти, благодаря которому он выявил самые непостижимые человеческие судьбы и раскрыл жизненный мир человека времен оккупации".

И тут как гром среди ясного неба прозвучала фамилия - Патрик Модиано. Выбор французского писателя застал всех врасплох, включая самого счастливчика. Сам избранник даже и не предполагал о случившемся, потому его долгое время не могли сыскать, чтобы сообщить радостную весть. Какими комментариями запестрел Интернет, когда имя победителя уже было названо, все бросились на его поиски, а ничего не подозревающий лауреат в это время вместе с женой наслаждался обедом в ресторане.

Так вот, Патрик Модиано лауреат, представляющий на пьедестале почета прелестную французскую литературу. Как оказалось, Франция имеет теперь 14 премий, самая богатая на Нобелевские премии по литературе. За ней идут США - 10, Великобритания и Германия по 9, Испания и Швеция по 6, Россия и Италия по 5 премий.

Чем же удивил строгих судей скромный и немодный французский автор? Не бьющий рейтинги продаж, как популярный Пьер Гранже, не столь модный как Мишель Уэльбек. Почему обратил на себя такое внимание, на какую-такую больную мозоль современного европейца он умудрился наступить, чтобы заслужить награду?

"Он вечно будет задавать себе вопросы, но так и не найдет ответов. Разрозненные фрагменты не собрать воедино". ("Горизонт" П. Модиано)

Маленькие романы Модиано: "Горизонт" и "Маленькое чудо" известны были мне давно. Тонкий лиричный писатель вполне традиционного стиля, никогда бы в голову не пришло, что такой писатель может получить Нобелевскую.

Запомнился одной темой: всепоглощающей манией сохранения памяти. Той же теме потерянной и медленно, по капелькам, собираемой картины прошлого, воспоминаниям об утерянных возможностях и забытых друзьях, ушедших в небытие любовницах посвящены и другие книги, которые прочитал сейчас: "Вилла "Грусть" и ""Улица темных лавок".

Да и Нобелевский комитет отметил именно эту характерную черту творчества. К тому же критики называют Модиано "современным Марселем Прустом". Только вместо многотомной эпопеи "В поисках утраченного времени" новоявленный лауреат пишет короткие романы, зациклившись на одной теме и замкнувшись в кругу повторяющегося сюжета.

Вот и пойми теперь, чем же привлек французский традиционалист сердца циничных и умудренных опытом судей?

Ведь выбор как-никак должен отвечать двум основным критериям: современности произведений и сбалансированности борющихся за премию сторон.

"… ни одна библиотека не содержит столько ценных и волнующих сведений, ибо на страницах этих справочников можно обнаружить следы давно исчезнувших людей и обстоятельств их жизни".

Известно, сколь сильной критике подвергается Нобелевский комитет литературы. Его обвиняют в ангажированности, излишней политизированности, стремлению "раздать всем сестрам по серьге", то есть неоправданному расширению географии премии. Упрекают в том, будто бы слишком большое количество премий выдано скандинавским писателям (Швеция получила 6 премий, Дания - 4 и Норвегия – 4). Приводят огромный список блестящих европейских писателей, не получивших высокую премию.

Все так. И все же следует быть благодарным нелицеприятным судьям за то, что они всеми силами сопротивляются самой страшной гидре современности – сенсационным рейтинговым авторам нашумевших романов.

Ведь не получил Нобелевскую премию ни Стивен Кинг со своими "ужастиками", ни Толкиен с "Властелином колец", ни Роллинг со своей серией о Гарри Поттере, ни Дэн Браун, ни Э. Л. Джеймс с нашумевшими "Пятьдесят оттенков серого". Все те авторы, чьи книги бьют рекорды продаж.

Чистая художественность, изящество формы, талант и поэтическое воображение оказались вдруг востребованными и заслужили заслуженное внимание общества. А самой громкой сенсацией года в большой литературе оказался настоящий литератор старой школы.

Яков Бендерский

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке