Читайте также
"Если у павиана красная задница, это еще не значит, что он революционно настроен". (Из шендевров Шендеровича)
Есть сатирики, чье имя у всех на слуху, чьи "шендевры" передаются из уст в уста, чье появление на сцене - горячие аплодисменты, чьи герои - народный фольклор. Именно такой человек-оркестр был заявлен в программе Михаила Джагинова и вызвал самую восторженную оценку ведущего: "…совершенно замечательный человек, всем нам хорошо известный, любимый, популярный, родной, писатель, публицист, политический деятель, правозащитник, тележурналист Виктор Шендерович…"
Та же нотка искреннего восхищения, точнее, судорожная волна радости во всех публикациях, предваряющих тур великого артиста-сатирика по Израилю. "К нам едет Шендерович!!!"
Нет, в скромной статье не охватить столь многогранное явление, столь разностороннюю личность - дай бог, прояснить одну-единственную мысль. Почему талант журналиста-писателя-сатирика внезапно сузился и превратился в политический надлом? Отчего с такой страстью и яростью нападает мирный литератор на российскую власть? Что толкнуло Шендеровича в ряды оппозиции, в гущу демонстраций, в Украину, наконец? И почему он сменил позицию нейтрального наблюдателя, занятую другими сатириками: Хазановым, Жванецким, Шифриным…, стоящих над схваткой, - на место в гуще событий.
"Когда государство повернулось лицом к человеку, человек закричал от ужаса". (Из шендевров Шендеровича)
Хотя примеры такой неистовой перековки-перевоплощения давно известны и точно описаны. Вот всемирно известный лингвист Ноам Хомский, не удовлетворившись разработкой грамматик Хомского, становится пламенным борцом с американским империализмом, отдавая этому занятию весь талант, все силы и время.
Тут израильский писатель Амос Оз обращается в страстного противника всех национальных проектов правительства, превратившись в конце концов в сторонника угнетенного палестинского народа. Там Дмитрий Быков, наступив на горло лирической натуре, отбросив на время искусство - пишет политические памфлеты; здесь Гарри Каспаров, забыв о шахматах, уходит с головой в политику.
Обратите внимание: именно евреям, прежде всего, присуща та несокрушимая вера в свою правоту, готовность отдать себя и свой талант чужому делу, жертвенность и умение идти до конца, покорившись своей страсти-ненависти.
"Семь комнат каждый умеет занимать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом".(Швондер)
Не напоминают ли вам эти странные евреи литературный персонаж, выведенный Булгаковым в "Собачьем сердце". Председатель домкома Швондер (еврей, естественно) и есть тот еврейский феномен - символ убежденного в своей правоте фанатика, живущего одной, но пламенной страстью, воюющего за одну, но великую идею, готового умереть за правое дело.
Вся жизненная философия его укладывается в нехитрую формулу: "Я не могу допустить пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистскими хищниками?"
Из той же глины вылеплен и Виктор Шендерович.
Влюбившись в идею, он обращается в Швондера с его "блистающим мечом правосудия", которым Виктор Анатольевич задумал срубить поганые головы.
Швондер в "Собачьем сердце" так нелеп, комичен и неистов, лишь потому, что фанатически прямолинеен, сведя жизнь к борьбе классов. Будучи поставлен в иную ситуацию, тот же Швондер мог бы превратиться в фигуру трагическую.
Шендерович сегодня - это комичный председатель домового комитета, все свое мастерство, профессионализм, юмор и художественный талант, бросивший против политического противника, который лично ему ничем не угрожает.
"Вечный ассортимент: черствый хлеб истины - и маковая булка лжи..."
Почему же, вроде бы и опытный журналист, и мысли не допускает, что может существовать другое мнение, расходящиеся с его (правильным и единственным). Забывая о том, чем большим моральным авторитетом наделен любимец народа, чем более весомы и тяжелы его убеждения - тем беспощаднее бьет булыжник доказательств. Тот камень, который он бросает в голову противника.
Каким убежденным в своей правоте следует быть, чтобы бесконечно обвинять, проклинать и втаптывать в грязь любое начинание власти: "Мы живем с властью, которая выросла из бандитов и проросла насквозь бандитами". "Он говорит словами Гитлера. Там текстуальные совпадения, братцы мои!".
Вот какой парадокс получается: "инженер человеческих душ", сатирик, высмеивающий узость и косность, гуманист, призывающий к милосердию - оказывается совершенно беспощадным к тем, кто не разделяет его взглядов.
Посмотрите на последние интервью нашего героя, которые так многочисленны, что ни уследить, ни перечитать просто невозможно. Утешает лишь то, что стоит проглядеть одно - остальные будут точной копией.
В беседе с Михаилом Джагидовым прозвучали слова: "…и глобальная печаль этой ситуации заключается в том, что люди, которые бескорыстно намерены делать добро, как там доктор Лиза Глинка, спасать детей, как Чулпан Хаматова… должны сначала совершить намаз в сторону главы администрации". Странно, но именно те же слова были сказаны Виктором Шендеровичем и в другом интервью.
Как заметил один комментатор: "Аналитика Шендеровича: Путин, Путин, Путин, Путин, Путин, Путин, Путин, Путин, Путин, Путин, Путин, Путин, Путин…"
"Пресловутое Первое лицо обиделось не на мощную писательскую метафору - его гнев вызвало обозначение размеров: крошка Цахес, по Гофману, маленький".
Зачем же великолепному Шендеровичу играть роль Швондера, когда в запасе у него столько оригинальных идей. Чтобы понять, заглянем в прошлое. Потому что только там можно найти ответ на вопрос: ради чего Шендерович поставил на карту карьеру, будущее и свой талант?
Кульминацией творчества Шендеровича была программа "Куклы" на НТВ, которую он вел с 1995 по 2002 годы. Тогда и зародился конфликт автора "Кукол" и власти. Да и кому бы из представителей власти понравилось регулярно появляться на экране в виде масок.
Конфликт перерос в громкий скандал, когда Шендерович вывел на сцену крошку Цахес: "…потом вышла программа, которая повлекла уже биологический гнев президента. Однажды мы сделали сюжет по известной сказке Гофмана "Крошка Цахес". Ее герой - маленький, невзрачный, неприятный человечек - благодаря фее, которая волшебным гребешком его расчесала, вдруг всем начинает казаться прекрасным принцем".
Оскорбленный В. В. не простил сатирику ни "Крошку Цахес", ни маленький рост, ни смешную сценическую куклу.
В свою очередь Виктор Анатольевич Шендерович не простил Первому лицу ни разгром НТВ, ни отстранение от любимых телевизионных проектов, ни жесткую цензуру, ни медленное удушение демократических свобод.
Так легли карты и совпали звезды: на одной сценической площадке оказались булгаковский Швондер, гофмановский крошка Цахес, сатирик Шендерович и Владимир Владимирович Путин.
Яков Бендерский