Читайте также
"Да, я не люблю пролетариата, - печально согласился Филипп
Филиппович и нажал кнопку". ("Собачье сердце")
Так и я, поникнув головой и с большой печалью, вынужден признаться: нет, не люблю я телеканал "Дождь". А потому, помучившись часок, с удовольствием нажимаю кнопку и переключаюсь на другие каналы. Причем, добавлю, эта нелюбовь распространяется как на журналистов: Леонида, Парфенова, Тихона Дзядко, Михаила Фришмана, Павла Лобкова, Анну Монгайт, так и на ведущую Ксюшу Собчак с ее программой "Собчак живьем".
Я понимаю, как трудно кораблю-каналу, независимому и гордому, поднявшему флаг свободы, плывущему во враждебном и опасном информационном море, удержаться на плаву. Вижу те страшные рифы, на которые грозится посадить его власть. Отдаю себе отчет в тех финансовых трудностях, которые канал переживает, сочувствую журналистам, борющимся с ненавистным режимом, чьи репутации окончательно подорваны. Но - смотрю передачи на нем крайне редко.
Также редко, как политические разборки на Первом канале, с их официальной риторикой, надоевшими ведущими и перехлестывающей через край патриотической чепухой.
Собственно говоря, оба эти телеканала говорят об одном и том же, зациклены на той же тематике, пережевывают одну и ту же политическую жвачку, перемалывают одни и те же украинско-русские события, ссылаются на одни и те же ненадежные источники. Только комментарии у них с разными знаками.
Стоит только посвятить такому занятию вечер - другой и понимаешь: скучно жить в вашем мире, господа. Бесконечно скучно!
Собчак: "У меня к Вам два вопроса, если позволите. Пока все озабочены событиями в Украине, происходит событие, которое волнует нас, на территории Чеченской Республики".
И только заблудившись в новогодней телевизионной метели, когда вас до смерти закружат карнавальные концерты, засыплет с головы до ног старыми фильмами, когда вам надоест смотреть повторяющуюся из года в год эстрадную тусовку - тогда потеряешь ориентацию и очутишься внезапно на "Дожде".
Потому, случившееся 1 января интервью Ксении Собчак с ведущим Владимиром Познером привлекло внимание. Как потом выяснилось, состояла вся программа из двух частей: 25 декабря на вопросы Собчак отвечал Познер. Зато 1 января они поменялись местами: теперь уже Владимир Владимирович брал интервью у Ксюши.
Опустим любезности, которыми обменивались ведущие, традиционные вопросы, которые задаются по инерции - остановимся лучше на главном. Прославленным оружием и излюбленным журналистским приемом Ксении Собчак являются неожиданные острые вопросы, которые она загодя готовит, чтобы затем обрушить на голову респондента. Как правило, собеседник журналистки теряется и отвечает невпопад, открывая свое слабое место.
Точно таким приемом-выпадом Собчак оглоушила, например, Владимира Путина на его традиционной встрече с журналистами. Ее два вопроса выпадали из ряда обычных, и сразу же накалили обстановку. Первый вопрос касался нарушений законности на территории Чечни, где Рамзан Кадыров расправлялся с родственниками террористов. Почему же гарант Конституции не защищает своих граждан от беззакония? - вопрошала журналистка. И второй вопрос: журналистка требовала от президента разъяснения того, где грань между "пятой колонной и оппозиционерами"?
Тогда В. В. Путин лишь отшутился, но по существу ничего дельного не сказал.
Собчак: "Владимир Владимирович, я поэтому вас и спрашиваю, потому что мне интересна ваша система ценностей".
Тем же коварным приемом-подножкой Ксения Собчак попыталась сбить с ног опытного волка - В. В. Познера. Однако резкий выпад ведущей не был неожиданностью для умудренного опытом интервьюера, он устоял на ногах. А главное - он ни разу не уклонился от прямых ответов.
Не сумев сходу сбить с толку Познера, чтобы набрать выигрышные очки, Ксения Собчак нанесла ему целую серию уколов-вопросов, чтобы заставить противника хотя бы уйти в оборону. Все эти вопросы, конечно, имели четкую направленность: Владимир Познер должен был защищаться и объяснять, почему он, независимый и свободный журналист, верой и правдой служит режиму Путина?
- Как вы можете работать на канале, где в эфир выходят лживые новости?
- Не кажется ли вам, что вы одинокий остров в океане лжи?
- Где та грань, которую вы не сможете переступить, и вынуждены будете уйти?
Но в любом случае: политический и профессиональный поединок Собчак-Познер - дуэль равных противников, потому следить за его ходом, за сильной атакой и искусной защитой, было настоящим наслаждением.
Познер: "Сейчас я буду с удовольствием задавать вам вопросы, у меня есть к вам вопросы".
В ответном интервью профессионал Познер применяет тот же прием, которым так мастерски владеет Собчак - задает сногсшибательный вопрос, чтобы нащупать ее уязвимое местечко. Как вы понимаете, такое место нашлось.
Вопрос был такой: "Считает ли Ксения Собчак себя демократкой?"
Вопрос о демократизме был не случайным: раньше Познер спрашивал гордую Ксюшу, почему она так упрямо держится за свое VIP-представительство. Он случайно оказался свидетелем того, какой скандал учинила журналистка Собчак, когда ее в аэропорту вдруг не признали VIP-персоной, а заставили проходить все таможенные процедуры вместе с рядовыми пассажирами.
Получается, что те взгляды, за которые ратуют оппозиционеры-демократы, ими же и не соблюдаются. Борцы за равенство сами не склонны вести себя демократически. О том же писал Познер в своем блоге: "В общем, если эти люди когда-нибудь придут к власти, это не будет особенно здорово, они не демократы. Они не демократы не потому, что они плохие люди или что-то еще… они же вообще не понимают, что такое демократия, они абсолютно нетерпимы к другим мнениям".
Одним словом, нашла коса на камень. Интервью Ксении Собчак и контр-интервью Владимира Познера оказались достойными друг друга. Поединок интеллектов закончился вничью.
Яков Бендерский