Несыгранная роль Алексея Панина
Фото: kino-teatr.ru
Несыгранная роль Алексея Панина

"Чтобы развлекать себя самого, я придумывал себе все смешное, что только мог выдумать". ( Гоголь "Авторская исповедь") 

Не блещущий ни талантом, ни внешними артистическими данными, то есть ни формой, ни содержанием актер Алексей Панин, тем не менее, пользуется успехом в мире кино. Об этом говорит и количество сыгранных им ролей (о качестве мы не говорим), и его востребованность, и интерес к нему публики. 

К примеру, фильмография самых знаменитых и титулованных современных актеров такова: Вячеслав Галкин - 33 фильма, где он снимался; Владимир Машков - 48; Евгений Миронов - 69; Хабенский - 74; Домогаров - 79. Наш герой, Алексей Панин, снялся в 106 картинах, причем, за один только 2011 год в 11. Таким послужным списком может похвастать лишь Михаил Ефремов - 112 картин, где он принимал участие. 

Но еще большую славу завоевал актер Панин на телевидении. Нет такой передачи, куда бы ни был он приглашен, нет такой программы, где бы ни ждали его с распростертыми объятиями. То займет место эксперта по семейным вопросам (трижды разведенный, судящийся с бывшими женами, незаконно забравший детей), то поучаствует в программе, посвященной лично ему. То Панин исповедуется, то разоблачает. В ход идут многочисленные жены, любовницы, дети, скандалы, сплетни и роли. 

Мы уже не говорим о рейтинге, который получил актер в "желтой прессе". Тут число его удивительных приключений и нелепых выходок просто зашкаливает: пьянки, скандалы, неадекватное поведение, шумные застолья, драки и избиения так и следуют одна за другой. 

Так бы и существовал далее Алексей Панин в своем мире, похожем больше на пьесу Гоголя, в которой ему суждено играть комическую роль Хлестакова. Но не Хлестакова - ревизора, напугавшего провинциальных чиновников. Хлестакова - враля, мечущегося по сцене и присвоившего себе все почести, должности и прелести жизни. 

- Хлестаков: "С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики... Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге". 

"Итак, два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою! и за что? за вздор, за гусака". (Н. В. Гоголь) 

Как вдруг занесла его актерская судьбина в славный град Одессу. Заехал он туда ненароком, однако, по обычаю, тут же встрял в неприятную историю. Выпив хорошенько, как водится, разгорячившись, забылся скандальный актер и при свидетелях понес околесицу. Кто бы обижался на пьяный бред и глупые выкрики подвыпившего актера - однако разборка переросла в национальный конфликт. Только чудом удалось бедному актеру удрать домой, а не то мог и в тюрьму загреметь. 

Здесь-то комический актер Панин, по привычке разыгрывая роль Хлестакова, попадает в серьезную историю, где ему предложена уже трагикомическая роль Ивана Ивановича, поссорившегося с Иваном Никифоровичем. 

И все бы ничего, но вот вторую сторону, с которой поссорился Алексей Панин, представлял не гоголевский персонаж, а целое государство. Вступив в конфликт с Украиной, Панин вынужден был ретироваться. А его скромную персону теперь представляла другая страна - Россия. То есть спор двух персонажей перерос в спор двух государств. 

Не будем углубляться в политические дебри взаимоотношений Украины и России. Не будем принимать ни одну из сторон в кровавом споре, не станем рассуждать по поводу того, кому принадлежат Крым и Севастополь. Не коснемся в статье ни Луганска, ни Донецка, оставим за политиками принятие решений. 

Просто-напросто отметим, как выстраивают два бывших дружеских соседа свою культурную политику.  

Не случайно в статье мы столько говорим о Гоголе - без хорошей чарки горилки да без насмешливого взгляда великого сатирика нам никак не разобраться. 

И другой случай теперь уже с провинившейся рок-певицей Юлией Чичериной, которая дала благотворительный концерт в Луганске, за что немедленно попала под уголовные санкции - объемно и выпукло показал, до какого абсурда дошли отношения двух стран. Точно перенеслись вдруг мы во времена Гоголя и ссорятся не страны - а литературные персонажи.   

"Не захотели видеть друг друга, прервали все связи, между тем как прежде были известны за самых неразлучных друзей!" 

Все-таки что ни говорите, но странно повела себя страна, прошедшая через очистительное пламя Майдана, претендующая на вступление в Евросоюз, исповедующая европейские ценности демократии, толерантности и гуманизма. 

Ей следовало бы быть более гибкой и лояльной даже к тем, кто в чем-то заблуждается или высказывает другое мнение. Даже к тем, кто живет по другим законам и вовсе не желает следовать по дороге прогресса. 

Не слишком ли большую цену должны заплатить русские актеры и музыканты, те несчастные, по мнению просвещенных украинцев, кто словом или неблаговидным поступком выказал недовольство украинскими законами. Кто случайно или намеренно не одобрил новые порядки в Украине. Зачем же составлять расстрельные списки, куда вносить имена: Михаила Пореченкова, Охлобыстина, Газманова, Валерии, Пригожина, Иосифа Кобзона - список может быть продолжен. 

Не кажется ли вам, что без суда и следствия обрушивать меч Фемиды на головы подозреваемых, но пока еще не преступников, и привлекать неугодных к уголовной ответственности, тем более объявлять в розыск, грозя всевозможными карами - затея более чем странная. 

"Сквозь смех, который никогда еще во мне не появлялся в такой силе, читатель услышал грусть". 

Так и оказалось, что незадачливый Панин незаметно вышел из роли легкомысленного Хлестакова и воплотился в иного гоголевского героя - Ноздрева из "Мертвых душ". Того самого молодца с пышными бакенбардами, что вечно попадал в переделки и бывал бит за свой буйный нрав. Вот только его проделки никто не принимал за уголовные преступления. 

Чтобы подтвердить наши слова, обратимся к первоисточникам. Вот что пишет начальник Главного следственного управления СБУ Василий Вовк. "Следственным отделом УСБ Украины в Одесской области осуществляется досудебное расследование в уголовном производстве от 03.01.2015 по признакам уголовного преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 110 УК Украины". 

И следом на чудесной украинской мове прокомментировал новогодние события журналист Гордиенко: "І він був безмірно цьому щасливий, а взагалі він глибоко нещасна людина... Щирий дегенерат...". "И он был этому безмерно счастлив, а вообще он глубоко несчастный человек. Настоящий дегенерат". 

Ясно одно, если прежние события вызывали у читателя смех, но смех быстро сменился недоумением. То сегодняшние события в Украине вызывают грусть, которая перерастает в слезы. 

На этой гоголевской ноте мы закончим наш рождественский рассказ. 

Яков Бендерский

counter
Comments system Cackle
Загрузка...