Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Салат

А
А

Еще раз о детских страхах

"Мы не учим детей правильно относиться к различным жизненным ситуациям, анализировать и правильно оценивать все, что с ними происходит".

06.01.2012
Zahav.ru Движение Арвут

Читайте также

Из  беседы д-ра Михаэля Лайтмана с психотерапевтом, специалистом по педагогической психологии Адвой Бар-Йегуда

А. Б.-Й.: В прошлый раз мы говорили о том, что причины страха кроются в нашей природе, о роли страха в нашем развитии. Сегодня я хотела бы поговорить о разных видах страха. Почему дети боятся темноты?

М. Л.: А Вы разве не боитесь темноты?

А. Б.-Й.: Ну, не так, как мой сын.

М. Л.: Нет человека, который бы не боялся темноты.

А. Б.-Й.: А что такого есть в темноте? И как с этим справляться?

М. Л.: Прежде всего, хорошо, что ребенок боится темноты. Представьте себе такую картину: маленький ребенок ночью выходит из дома и спокойно разгуливает себе повсюду. Так лучше уж пусть боится. В нас нет ничего плохого, - все зависит от того, как это используешь.

Если я нахожусь в темном и незнакомом месте, - это очень страшно! Не может быть, чтобы человек чувствовал себя хорошо в подобной ситуации.

А если мы не боимся, - значит, находимся в знакомом месте. Когда человек ночью на минутку встает, а потом возвращается в постель, он не включает свет, потому что, даже не открывая глаз, знает, что его окружает. И тогда он не боится находиться в темноте. Значит, страх возникает не из-за темноты, а из-за того, что он не знает, что стоит за этой темнотой!

То есть, нужно обучать ребенка соответственно его возрасту, рассказывая, что стоит за всем тем, с чем мы сталкиваемся в жизни, объясняя, что нет ничего страшного в темноте.

А. Б.-Й.: Но он играет в своей комнате, он ее знает. А когда наступает ночь и нужно идти спать, - бежит к маме с папой и хочет спать с ними.

М. Л.: Значит, снова и снова включать там свет, снова и снова объяснять. Только так.

А. Б.-Й.: Может быть, спать с включенным светом?

М. Л.: Немного света не помешает. Не нужно оставлять ребенка с его страхами, чтобы он сам пытался с ними справиться, надо ему помочь.

А. Б.-Й.: Хочу еще поговорить о страхе неудачи. Со взрослыми понятно, но когда трехлетний ребенок боится, что ему что-то не удастся, - как это  объяснить?

М. Л.: До трех лет дети не чувствуют, что находятся в обществе. А в этом возрасте у ребенка уже возникает ощущение окружения - он уже знает, с кем хочет играть, кто его друг, а кто нет.

Поэтому все страхи, возникающие у детей с этого возраста, можно решить с помощью окружения. Надо только знать, как это сделать. Возьмем, к примеру, ту же боязнь темноты. Пусть сначала в темную комнату зайдут его товарищи, и он за ними. Пусть они начнут там бегать, прыгать, "сходить с ума", - неважно, если разобьют что-то. Это разрушит их страх темноты.

А. Б.-Й.: А как помочь ребенку преодолеть страх перед неудачей?

М. Л.: Здесь нужно проверить, отчего он возникает - от заниженной самооценки, от оценки окружения или от оценки родителей. А может быть, ребенок боится потерять приз? Тогда это страх не просто потерпеть неудачу, а боязнь что-то потерять.

Последствия неудачи могут быть весьма разнообразными, и ребенок способен надумать себе такие последствия, что это может его сломать. К примеру, - ему будет стыдно, если бабушка узнает, что где-то, когда-то ему что-то не удалось.

А. Б.-Й.: А как помочь ученику младшей школы не бояться того, что скажут мама, папа или друзья, если он окажется хуже кого-то?

М. Л.: Да, в 7 - 9 лет уже начинается соперничество, борьба за лидерство. Дети уже выясняют, кто сильнее, кто имеет большее влияние среди сверстников, и т. п.

Мы не понимаем, что главное для них – это окружение. Их страхи, успехи или демонстративное поведение наперекор всем - все это зависит от окружения. Поэтому решать эту проблему отдельно от окружения нельзя.

Это, в сущности, источник всех неудач в нашем воспитательном процессе. Мы приводим ребенка к психологу, платим деньги, получаем 20 бесед, и на этом все заканчивается. Родители считают, что сделали все возможное. Но ведь ребенок остался в том же состоянии.

А. Б.-Й.: Значит, надо работать в группе?

М. Л.: Я думаю, к каждому классу необходимо прикрепить психолога, который знаком с родителями детей, понимает их, играет с ними, - становится, как они. Он обязан стать их другом, они не должны ощущать, что он выше. Но разум у него, все-таки, другой. И потому он знает, как им помочь. Я думаю, это гораздо важнее всей учебы и всех экзаменов.

А. Б.-Й.: Часть родителей старается вообще не говорить с ребенком о страхе, чтобы он научился преодолевать его самостоятельно. Есть ли в этом хоть какая-то логика?

М. Л.: Это неверно. Нужно с детьми работать, и не с одним ребенком, а с тем окружением, в котором он находится.

А. Б.-Й.: Недавно в прессе было сообщение о ребенке, который обставил собственное «похищение» только потому, что хотел избежать экзамена, которого очень боялся. Как ему объяснить, что с ним произошло?

М. Л.: Возможно, было легче сдать этот экзамен, чем выдумывать все эти хитрости, мучиться и страдать, боясь, что все раскроется.

Мы не учим детей правильно относиться к различным жизненным ситуациям, анализировать и правильно оценивать все, что с ними происходит. Ну, провалил он экзамен. Что в этом такого страшного? Ребенок не знает, что подобное случается не только с ним, и думает, что те, кого он уважает, - небесные ангелы.

А. Б.-Й.: Ладно, ребенок поступил плохо, и ему все объяснили. А что дальше? Его следует как-то наказать или этого достаточно?

М. Л.: Достаточно. Не надо наказаний. Главное, чтобы он понял. Ему нужно объяснить: "Ты вел себя так, потому что от природы тебе даны такие качества. Давай вместе разберемся, присуще ли это другим, как с этим быть, выиграешь ли ты, если не будешь красть или драться, если объединишься с другими. Что ты выиграешь, преодолевая свои плохие свойства?".

Ведь мы, взрослые, просто так не деремся друг с другом и не оскорбляем один другого, - так нам спокойнее жить. Мы заинтересованы в построении для себя комфортного окружения, - насколько мы на это способны. И если мы правильно воспитаем своих детей, они уже выстроят для себя намного лучшее общество.  

Светлана Волчек

http://www.laitman.ru/questions-answers/34504.html

 

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке