Читайте также
"Система израильского образования, которую критикует весь образованный педагогический мир. Система, результаты которой стоят на предпоследнем месте среди развитых стран мира". http://kerenlis.livejournal.com/93543.html?thread=909159
Меня всегда умиляет выражение лица незнакомого собеседника, который случайно узнает, кем я работаю. Вы бы посмотрели, как меняется оно, когда я нескромно оглоушу его ответом: работаю в школе…
Как неловко тогда слышать те благоглупости, которые обязательно сорвутся с его уст, когда заговорит он об израильской школе. А он обязательно заговорит. И не поймешь, чего в его словах больше: не то детской непосредственности, не то полного незнания предмета, не то откровенной злости, не то упреков в адрес учителей. В любом случае: разговор всегда напряженный, приправленный острыми критическими замечаниями.
Да и вывод всегда один - чего можно ждать от израильской школы?!
Может быть, сейчас, когда школа подводит итоги прошедшего года, когда наступает пора сбора урожая, посеянного в сентябре - может сегодня не вполне уместно говорить об израильской школе. К концу-то учебного года, когда силы уже иссякли, терпение истощилось, когда желанный отпуск придвинулся и оказался на расстоянии вытянутой руки, когда настигла нас экзаменационная лихорадка.
Когда школы переходят в режим чрезвычайного положения: учителя волнуются и переживают - ученики ни на что не реагируют, а как сомнамбулы просыпаются лишь к следующему экзамену. Прожитый день превращается в проверку сил и нервов и проходит под девизом: нам бы день продержаться - да ночь пережить!
Выпускных экзаменов так много, а важность каждого из них так велика, что великая лихорадка не отпускает школьников более двух месяцев.
А с другой стороны - почему бы не сейчас?
"Израильская система образования и плодит, и будет плодить идиотов, потому что эту систему создали и проводят в жизнь безграмотные идиоты". http://mnenia.zahav.ru/Articles/3020/israel_sistema_obrazovaniya
Для начала зададимся вопросом, который не дает всем покоя: соответствует ли наша школа мировым современным стандартам? Если, скажем, сравнить ее с другими школами, известными в мире, выдержит ли она сравнение?
Когда я слышу от моего скептически настроенного собеседника о превосходстве разных прочих школьных систем в Европе, Южной Корее, Китае, Канаде или Америке, я искренне с ним соглашаюсь. Я также согласен с тем, что израильская школа не самая лучшая, не самая современная да и не самая результативная. Но настаиваю на другом: в Израиле создана и работает своеобразная стройная и непротиворечивая система образования. Продуманная, логичная и вменяемая, которая дает возможность каждому ученику получить неплохое образование.
О сбоях этой системы, излишних элементах бюрократии, досадных провалах и отдельных ошибках мы не говорим - но в целом систему образования нельзя назвать ни провальной, ни слабой, ни катастрофической, какой пытаются ее представить. И те реформы, которые насильно навязывают школе уже который год - скорее косметические, чем радикальные. Реформы реформами - а система продолжает работать в автоматическом режиме.
"… в израильских школах ужасное образование. В обязательных предметах не будет ни физики, ни астрономии, ни литературы, ни географии, зато будет Библия". http://pora-valit.livejournal.com/754387.html
На этом этапе мой кривящий губы оппонент обязательно спросит: на каком основании я делаю столь широкие и обобщающие заключения? Что дает мне право защищать израильскую школу - ведь не работал же я по всему свету, как же мне сравнивать разные школы?
Так случилось, что уже много лет преподаю в школе, которая принимает учеников из разных стран по программе НААЛЕ - 16. Если раньше приезжали дети из России, Украины, Латвии, Молдавии, то последние годы пошли группы из Аргентины, Франции, Канады, Америки, Германии, ЮАР…
То есть материала для сравнения уровня образования предостаточно, выборка удовлетворит любые социологические критерии.
Так вот, как по моим наблюдениям, так и по свидетельству многих учителей физики, математики, химии, биологии, уровень подготовки тех учеников, которых мы принимаем, значительно уступает средним израильским стандартам.
Когда пишут о лени, пофигизме, наглости и отсутствии внимания израильских школьников, я тоже всегда соглашаюсь. Но хотелось бы мне, чтобы вы пару уроков провели в тех классах НААЛЕ, посмотрели на поведение и прилежание, скажем, школьников из Франции или США. На отношение их к учебе, мотивированности, увлеченности предметами, отношением к учителям. На те результаты, наконец, которые они показывают на выпускных экзаменах.
Кстати, самый большой процент провалившихся, неподготовленных и не сдавших выпускные экзамены именно в таких классах.
"Никакого кругозора, никакого знания мировой художественной культуры израильская школа не дает и не может давать". http://pora-valit.livejournal.com/754387.html
И еще об одной стороне израильского образования хотелось бы поговорить. Да, мы смеем утверждать, что наши программы выдерживают сравнение с другими; израильские школьники, по крайней мере, не хуже прочих. К тому же добавим - и израильский учитель по своим профессиональным критериям ничем не уступает учителям из других стран.
Когда 20 с лишним лет назад советские учителя влились в израильскую школу, нам казалось, будто бы мы сделаны из другого теста. Что в нас больше энтузиазма, самоотверженности, любви к школе, не говоря уж о профессионализме. Что мы больше, чем учителя - мы энтузиасты.
Но время все расставило по своим местам: сегодня я абсолютно убежден, что мои коллеги ничем не уступают бывшим и нынешним советским учителям.
Для того, чтобы читатель представил себе обычного собеседника, я привел примеры типичного комментатора из тех, что привыкли поливать грязью израильскую школу на разных форумах. И спорить с ними невозможно, потому что они разбираются в проблемах школы куда лучше убогого учителя.
Яков Бендерский