"Стеклянный зверинец" американского драматурга Теннесси Уильямса - пьеса, которую он написал о себе и своих близких. Разумеется, изменив многое - чтобы не совсем оказаться раздетым перед миром.
Пьеса полна лирики и сострадания. Это светлое и печальное повествование о маленькой семье Уингфилд, точно и отчаянно передающее ее атмосферу и метания всех, кого она соединяет в клубок страданий. Раскрывающее боль и одиночество всех в этой тихой и бедной жизни-клетке. Эта волшебная пьеса, хрустально подсвеченная внутренним светом, подводит итог жизни в семье. Отмечает причины ухода из нее. Мать и двое детей - вот главная сюжетная линия. Они ранят друг друга - и чахнут внутри порочного круга любви-беды-пустоты. "Старой рысью" назвал автор главную героиню в своих "Мемуарах". Мама Аманда - это во многом его мать. Эдвина, взрывная, горячая, беззаветно любящая, делает детей нечастными и беззащитными… Лора из пьесы - почти родная сестра драматурга, Роза, только страдающая от других недугов…Рассказчик и исследователь этого мира страждущих одиночек - Том, а это, напомним, настоящее имя драматурга, и рассказ его - рассказ о подлинной работе на обувном складе, о мечтах, о нежелании окончательно погрязнуть в домашних проблемах, о нормальном (или все же - нет?) эгоизме молодого, думающего, способного особым образом соединять слова парня, делающего сбежать.
Израильский театр "Бейт-Лесин" предложил зрителю свой новый спектакль по пьесе "Стеклянный зверинец". Перевел пьесу на иврит Идо Риклин. Режиссер Гилад Кимхи. Художник-постановщик Эран Ацмон. Художник по костюмам Орна Сморгонски.
Дом - шкатулка, в которой собраны, спрессованы люди, обреченные прожить тихо и безрадостно. Покой, смешные и обывательские взрывы и ссоры, однообразие - вот старая черная лестница. Иной нет. Выход из герметичности - только ценой слома или катастрофы. Разбить стекло - вот первое правило, единственное условие. И об этом поэтичная и жестокая притча Гилада Кимхи. Здесь я впервые увидела спектакль по этой прекрасной пьесе, который логично и зримо объяснил суть названия. Все прежние работы - в том числе, и очень хорошие! - очень упрямо строились вокруг маленькой стеклянной коллекции Лоры. Мир семьи в спектакле "Бейт-Лесина" довольно уродлив. Мамочка Аманда - ее широкими и масляными мазками рисует знаменитая Йона Элиан-Кешет - суетится, говорит глупости, плетет какую-то чушь про то, что к ее девочке вот-вот должны явиться кавалеры, про ее будущую семью. Ей невдомек, что мир не собирается плясать под ее дудку. Ей кажется, что стоит только поднапрячься - и все будет прекрасно. И хромота дочки станет незаметной, и друзья сына окажутся теми, кто бросится ухаживать за ее девочкой. Да и он сам, мечтатель Том, неотвратимо станет богатым и уважаемым. Если не ослушается мамочку…Она надевает алое опереточное платье со смешными оборочками - и со значением порхает вокруг Джима, приятеля Тома по работе. Создает таким образом атмосферу семейной идиллии (как она ее понимает), "транслирует" гостю светскость и безмятежность. Зловещая марля старого платья метет старые полы. Хозяйка дома играет респектабельность и оптимизм. Это выглядит убого и страшно. Трагично. Ломкий, виолончельный голос Йоны Элиан-Кешет рвется, как старая ткань, трещит, дрожит. Гость уходит, сообщив, что у него есть невеста. Аманда убита, сражена наповал. Затея обернулась новой болью. Фарсом. Новая лампа и платье для Лоры были куплены зря. Светский ужин стал еще одной неудачей в ее неудачной жизни. Она униженно-льстиво пытается продать по телефону журнальный абонемент, старается не заметить, что ее оскорбляют, стонет, как раненый зверь. Том (его сдержанно и точно, очень "ансамблево" подает Надав Найтс, один из самых ярких молодых актеров нашей сцены, прежде прославившийся созданием образов людей с ограниченными возможностями, получивший за роль в спектакле "Странное ночное происшествие с собакой" театральный приз) уже не может больше выносить дом, и маму, и свою жалость к сестре. Он делает решительный шаг. Убегает. Начинает жить собственной жизнью. И коробочка дома-зверинца меняет освещение, вновь обретает изношенный и никаким волшебным светом не подсвеченный вид. Отодвигается в темноту. Том живет вдали, гонит прочь "зверинец" из тонкого, сияющего стекла, ищет себя, подтверждает свои фантазии и видения творческими свершениями, страдает, но беспощадный и острый луч вновь и вновь вырывает из глубин воды-памяти его дом, и маму, и сестру. И одиночество захлестывает, и досада пополам с состраданием берут верх в ночи чужих городов и скитаний.
Лору в спектакле Гилада Кимхи сыграла Нета Гарти. И роль стала ее удачей, откровением. Хрупкая, как ее любимые и зависимые от нее полностью игрушки из стекла, она бесконечно ранима, боится жизни и ее потрясений. Лора изо всех сил пытается быть незаметной, она почти не дышит, не производит шума, бежит с курсов, на которые ее заставила пойти деятельная мамочка, мечтает и слушает музыку. Лора-Нета Гарти молчит так наполнено и многозначно, что хочется ее разгадать - и поплакать вместе с ней. Ее страстная натура жаждет любви, тепла, она желает разделить с кем-то этот мир и его призрачные лучи. Его тревоги и фантазии. Случайный разговор, ничего не значащий для него "педагогический" поцелуй Джима (умная и деликатная работа Джима Амитая) всколыхнул в ней бурю. И смел остатки покоя и видимой безмятежности. Удар прошел по ее сердцу. Сломанный рог стеклянной игрушки - символ ее слома. Иллюстрация ее открытой раны. Лора глубоко уязвлена, раздавлена, удар слишком силен… Ее окаменевшая поза в финале говорит обо всем: о страдании, беспомощности, ужасном конце жизни…
Хороша в спектакле музыка: Амир Лекнер будто вздохнул вместе с героями, напитал тексты стильным ретро-фоном, качнул стены в ретро-вальсе, внес цитаты из старых милых американских песен, которые даже во времена депрессии пели согражданам о теплых вечеринках и неодолимой силе молодости.
"Стеклянный зверинец" - человечный и глубокий спектакль. Несомненное театральное достижение. Хороший аргумент в защиту настоящего искусства, которое всегда есть призыв к человечности.
Читайте также
Инна Шейхатович