Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+19+11
Иерусалим
+15+7

Салат

А
А

Борис Акунин – человек, потерявший лицо

Нет ничего случайного в расчетах многомудрого знатока истории. Когда выгодно стало не сказки сказывать, а бунты зачинать, тогда-то и перевоплотился Б. Акунин в Бакунина – пламенного анархиста.

05.02.2012
Источник:salat.zahav.ru
Creative Commons

Читайте также

"Но маска "Борис Акунин" приросла ко мне слишком плотно".

Всегда казалось: гениальный проект Чхартишвили – Б. Акунин - явление в русской литературе уникальное, в деловом мире – прибыльное.

Еще бы, возникнув из небытия как нечто эфемерное, проект вмиг облекся в вицмундир статс-советника Эраста Фандорина. Сам же Борис Акунин нашел для себя удобную и никем не занятую нишу. Всем хорош был герой-любовник; всем угоден талантливый автор.

Прошли годы, и усердно работающее перо Акунина замедлило свой бег. Не то поднадоел автору блестящий Эраст, не то детективные идеи повыдохлись – но скорее всего упал ажиотажный спрос на фандоринскую эпопею. И автор затосковал. Попробовал было скинуть поднадоевшую маску и вновь вернуться к самому себе. Написал "Писатель и самоубийство", но маска Бориса Акунина оказалась вдруг неуступчивой.

"А если я пробовал свернуть немного в сторону и поменять правила игры, читатель возмущался и начинал говорить, что я его обманул".

Маска проявила характер и на уговоры не повелась: приобрела к тому времени солидный вид, приладилась к писательскому станку да поднакопила приличный капиталец. После чего и предъявила свои права на дальнейшее творчество.

Теперь маска жила по собственным законам и имела на старого друга Чхартишвили собственные виды. Оказалось, вес и влияние маски (Бориса Акунина) перевесили невыразительную физиономию хозяина (Чхартишвили).

Б. Акунин – человек-маска зажил своей жизнью. В какой-то момент, в анналах истории не отмеченный, мастер-кукловод незаметно и быстро стал превращаться в куклу-марионетку.

Однако упрямое лицо, пока еще не смирившееся с потерей статуса, продолжило бунтовать. Пытаясь сбросить надоевшую маску, но не в силах уничтожить ее, оно заводит уже не новые маски, а масхалаты. Что характерно, напялены те маскировочные одеяния не на пиджак создателя, а поверх мундира Б. Акунина.

"Сам я (и Акунин тоже) по образу мыслей - западник и даже космополит. Но мне хотелось попробовать на зуб и противоположное мировидение – "почвенное", славянофильское".

Так родился таинственный проект "Авторы" – два новейших, мастерски отделанных масхалата. Правда, удержать "страшную тайну", то есть явление народу Фандорина, укрытого маскировочным халатом, не удалось. Лицо вмиг выдало, все быстро раскусили нехитрый замысел, однако пропиариться все же удалось.

Но ни патриот-русофил А. О. Брусникин, ни выдуманная писательница Анна Борисова большими художественными открытиями не блеснули. Значит, больших денег не принесли. Таким образом, даже целый хоровод масок, творимый изобретательным умом, не смог удовлетворить гигантское Эго изготовителя масок. Поиски нового воплощения продолжались.

"В России происходит нечто совсем иное, довольно необычная штука: революция среднего класса – сословия, по своей природе нереволюционного".

Тогда-то, в тревожный момент падения рейтинга, явилось на свет новое изобретение неугомонного творца проектов. Как черт из табакерки, точнее как злой дух из французской деревушки да прямиком в столицу, выпрыгнул на арену политический деятель новой формации. На сцену взобрался ярый противник путинского режима, человек-загадка, некто, скрытый под очередной маской, условно названный почему-то Борис Акунин.

Нет ничего случайного в расчетах многомудрого знатока истории. Когда выгодно стало не сказки сказывать, а бунты зачинать, тогда-то и перевоплотился Б. Акунин в Бакунина – пламенного анархиста и борца с самодержавием. Примерил на себя новую масочку, которая пришлась ему впору.

Не знаю не ведаю, чем так насолил зловредный путинский режим мастеру-кукловоду. Здесь скорее другое. Чуткий нос того, кто вечно держит нос по ветру, учуял новые веяния. Коли запахло жареным и пала стоимость литературных акций – пора прикупать добрую порцию политических. Только так и сколачивается политический капитал.

"У меня ощущение, что Путин пока не созрел для серьезного разговора. По-моему, он пока еще до конца не осознал ситуацию, в которой он оказался".

Однажды уже, попав на крючок и поддавшись влиянию маски, наш кукловод-марионетка, ничему так и научился. Нет в нем внутренней силы сопротивляться масочной стратегии. Потому Акунин (заметьте характерный штрих – почему-то и вне литературы его так именуют) не только поддержал протест, но и пробился в лидеры, учредительную группу "Лиги избирателей". Неужели такие звезды, как Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, Леонид Парфенов, Юрий Шевчук и прочие - так и не поняли, что среди живых персонажей завелся новый проект, ловкая подделка, кукла-марионетка.

Выдвинувшись на первые роли, овеваемый ветерком славы, Акунин привычно потерял над собой контроль и сдался на милость своей новой ипостаси – политического деятеля.

Однако после всех примерок и перевоплощений, после круговорота масок, где ни одна не является подлинным лицом, все время кажется – политическая маска Акунина-Брусникина- Борисовой – не последняя.

Больше всего маскарадные маски Чхартишвили напоминают фейка в Твиттере, явление распространенное и болезненное. Хитрый прием, когда никому неизвестный твиттерянин, прячась за громким именем, начинает подделываться под настоящего владельца имени.

К слову сказать, на наши головы сыплется в Интернете столько троллей, ботов, фейков и разной прочей виртуальной нечисти, столь мощная волна спама омывает виртуальное море, так часто цунами дезинформации крушит здравый смысл, что забавы Бориса Акунина кажутся детской шалостью.

И не получится ли так, что лицо, скрытое под тысячью масок, потеряет в конце концов свою настоящую суть.

Яков Бендерский

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке