Вечер в "Тмуне". Синее полотнище неба плотно льнет к гаражам, к полупустым в это время административным и просто непонятного назначения зданиям. Воздух течет, как густой сок. Лавочки, кошки, фары автомобилей в неповторимом пейзаже.
Тель-Авив будто специально декорирует улицу Шанцино, на которой находится театр. Создает атмосферу андеграунда, наполняет какой-то особой молодой энергией свободы. Свод неба, опасливые фонари, запах кофе из маленького магазинчика… Театр "Тмуна" ("Картина") - островком среди таинственной тишины.
Необычный этот театр, необычны его задачи, принципы. Его символы веры. На красной стене, соединяющей творческое пространство театра-лаборатории-выставки амбиций, намалеваны и выведены аккуратным почерком формулы жизни. Время от времени они обновляются - но граффити бессмертны, так что любоваться ими зрители "Тмуны" обречены. Красная стена - как манифест эстетики андеграунда. Таков и сам театр. И среди различных проб и экспериментов, похвальных усилий и критикуемых ошибок случаются высказывания точные и важные. Как и в этот мой вечер в "Тмуне". Когда публике предложили спектакль "Fake".
Прозрачные подвижные щиты, которые будто разграничивают пространство сцены для разных эпизодов, разных ситуаций, - создают ощущение движения. Подчеркивают динамику сценического рассказа, его смысл. Некоторые эпизоды мы видим словно через слюду. Через туман: времени ли, домыслов и догадок ли?
Другие события разворачиваются на открытой сцене, они приближены к зрителю. И это акцентирует суть происходящего.
"Fake" значит "Фальшивый"… Давно это было, в "Книге Царей" можно прочитать. Давно было - а будто вчера. Или даже сегодня. Случилось так, что в Иудее странным образом устранили царя. Убили? Или он внезапно умер без постороннего вмешательства? Теперь уже никакое следствие правду не выявит. Ближайший сановник, служивший доверенным лицом покойного царя, и первосвященник решают - разумеется, для пользы народа! - не раскрывать печальный факт. Как же поступить? Без царя нельзя. Но царь отсутствует. И два больших человека, священник и государственный муж, решают найти наследника, назначить его. Представить народу царского сына, которого прежде никто не знал и не видел. И возвести на царство. И, разумеется, вертеть им, использовать нового царя в своих целях.
Сказано - сделано. Неграмотного паренька, простолюдина, глуповатого, но послушного, объявляют царем. Народ, как водится, был безмолвен. Или активно одобрил. Какая, впрочем, разница?
На помощь в личных, сугубо эгоистических замыслах, а также для придания делам божественного смысла, некой легитимации - к делу была подключена пророчица. Она сопротивлялась, протестовала, но страх за жизнь собственных детей победил. Она все подтвердила. Все обосновала. Всему дала толкование. Так, при поддержке авторитетных людей, ручей истории потек новым путем. Тем, какой эти самые люди выбрали.
Читайте также
Каблан (этот персонаж ходит в современной одежде, строительной каске) хочет получить свое. Никакие принципы, никакие соображения о народной пользе его совесть не отягощают. И первосвященник ничем не брезгует, чтобы сохранить свой высокий пост, власть, благополучие. Ближайший подручный царя, которого не стало, патетично и убедительно бросает в народ лозунги, произносит патриотические речи. Которым грош цена. За которыми - цинизм и подлость.
Молоденький царь, чудом и волей коррумпированных сановников попавший на трон, и хотел бы что-то исправить; он как бы и неплохой, не эгоист, не стяжатель - да только никому его идеализм не нужен. И его воля не нужна. И честность. Верхушка, властные структуры все опошлят, подделают, искалечат. Оставят народ в неведении и темноте.
Из такого букета, из этой мрачной и, к сожалению, бессмертной коллизии не вырастает, не может произрасти народное счастье. Честь и совесть обречены на забвение. Итог страшен, но предрешен.
Танахический материал играет живыми, актуальными смыслами, красками, эмоциями. Скромный внешне, этот спектакль рождает отклик аудитории, будоражит, волнует. Это дерзкий, отважный, лишенный эгоизма и ставки на легкий успех проект. Работа поистине ценная и вдохновенная. Правильная работа для "Тмуны".
Автор инсценировки и режиссер Альма Вайх-Хошен проявила гражданственность, страсть и эстетическую тонкость. Музыка Ори Эфрата в стиль, в настроение попадает прекрасно. Добавляет злой и грозной иронии. Выразительно обрамляет происходящее.
Костюмы и сценография экономны и живут вне времени. Все на этой сцене будто оказываются вне времени. И герои спектакля, и мы, зрители. Художники Даниэла Мор и Ирис Муалем просто и функционально все придумали, выстроили. Шелк наряда первосвященника, деловой костюм царского помощника, каска, старый вытертый бархатный плащ, игрушечная корона - предметы, наряды с какого-то исторического склада.
Актеры, занятые в спектакле, достойны похвал. Они прекрасно чувствуют стилистику, они искрение и увлеченные партнеры. Виртуозный квинтет… Спектакль "Fake" получился умным и горьким. Трагизм ситуации показан без лишней патетики. Но и без иллюзорных признаков хеппи-энда. История - драма без света в конце туннеля. И честный, совестливый театр умеет это показать ярко и талантливо. Не забывайте: место встречи "Тмуна".