Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Салат

А
А

Между верой и поэзией

"Пикуах нефеш" - драматичный и то же время комический спектакль. Во время действия зрители смеются и плачут. То есть все - как в жизни.

11.07.2022
Фото: Кфир Болотин

В Камерном - "Пикуах нефеш". Новая работа, спектакль одновременно острый и трогательный. Тема - мир светский и мир религиозный. И пропасть между ними. И то, что их объединяет. Столкновение, совпадения, диспут. Можно перевести название этой пьесы и поставленного по ней спектакля с иврита так: "Спасение души".

Пикуах нефеш - очень важный галахический закон, можно сказать¸ один из основных еврейских постулатов: ради спасения человека можно нарушить и шабат, и Йом Кипур, и Девятое Ава. И много еще что можно нарушить, переступить, не исполнить, чтобы сохранить человеческую жизнь. Потому что жизнь - главное. К слову, отец, везущий роженицу в больницу в шабат, не совершает ничего греховного, и плохо, горько, когда его машину забрасывают камнями. Но это я так. Реплика в сторону.

Автор пьесы - Томер Розенман. Режиссер Адар Гальрон.

…Парнишка по имени Азриэль (в этой роли мы видим Давида Шауля) собирается начать учебу в авторитетной ешиве. Его отец (Охад Шахар играет скромного и покорного ревнителя веры, принципиально не желающего ни на йоту отступить от установлений Небесного Начальника) горд сыном. В то же время он готовится стать главой другой ешивы. Семья пережила трудный период, и раны еще не затянулись: брат Азриэля - Авигдор - умер, и тень этой трагедии прочно легла на жизнь, на мир всех членов семьи. Мама (горделивая и сильная Одея Корен), потрясенная, раненая горем в самое сердце, даже перестала зажигать субботние свечи. Тут еще выясняется, что отец, вместо того, чтобы немедленно отвезти больного сына в больницу, дожидался появления первой звезды, исхода субботы…

"Полчаса ничего не решали…" - упрямо твердит этот "святой" человек в ответ на упреки жены. "Они решали все!" - с надрывом кричит несчастная женщина.
Азриэль пишет стихи. Интересные. Глубокие. Пытается осознать себя, общество¸ мир, суть слов, которые дают ему дыхание и свет. Он стремится понять свое место на этой земле, под небом, которое так странно безучастно к горестям и слезам… Судьба или случай приводят его в андеграундное пространство, в тель-авивский бар¸ где собираются поэты. Очень разные: и свободные, и закомплексованные¸ эксцентричные и закрытые, и - каждый на свой лад! - несчастные… Тут царит эгоистичный, избалованный¸ одинокий, авторитарный Ицхак. Его законы, установленные им правила - очень формальные, нелогичные. Он будто служит невидимому и недоброму божку.

Совершенно не случайно режиссер поручила две роли одному актеру: дивный, чуткий, экспансивный Дуду Нив играет и Ицхака, и бестрепетного, бесстрастного¸ стойкого в своем фанатизме рава.

В баре на субботних поэтических встречах Азриэль встречает ту девушку, которая словно вышла из его стихотворных строк. Она и сама пишет стихи. И еще она прекрасна, как сама жизнь, как сама гармония. Актрисе Эйнат Холланд ничего особенного не надо совершать, чтобы остаться фрагментом поэзии, нежным аккордом обреченной любви. Здесь довольно романтической волны волос, изящного поворота головы, погруженности в свои мысли. Ей сочувствуешь, за нее опасаешься, когда узнаешь, что она - дочь раввина, сбежавшая из дома. Отец ищет ее, чтобы покарать. И когда находит (эта сцена в спектакле подана с жесткой, лапидарной емкостью, только тенями и звуками¸ страшно, с трагичным накалом), он выбивает ей глаз камнем…

"Пикуах нефеш" - драматичный и то же время комический спектакль. Во время действия зрители смеются и плачут. То есть все - как в жизни.

Майя Ландсман играет внучку раввина, которая пытается очаровать беднягу Азриэля. Она так непосредственна; она покоряет и завораживает своей энергетикой, тотальным погружением в образ, особой пластикой. Она смешит, ей сочувствуешь. От нее не оторвать глаз… Думаю, этой актрисе вообще все под силу: и комедия, и высокая трагедия. Она - откровение в каждом спектакле.

Айя Гранит-Шва в маленькой роли изумительно точна. Ее тяга к поэзии, ее скромное достоинство, детская обидчивость так убедительны и милы!

Читайте также

Спектакль рассказывает о многом и о многом заставляет задуматься. О соотношении своего мировоззрения с иным, чужим, другим. О преданности. О семье. О поиске своей дороги и обретении собственной интонации.

Люди несвободны. Их груз - обиды, жестокость, социальные клише, эгоизм. И - еще океан разных грузов. Светские и религиозные, про сути, одинаковы. Их миры растут из одного корня. Оба этих мира не гармоничны. По-разному, в различных проявлениях. Люди, свято верящие в Высшую силу, соблюдающие все религиозные установки; и светские: те, кто считает себя центром Вселенной и живет так, будто старается успеть сжечь и растоптать любые традиции, законы, заветы, по сути дела - близнецы…

Сценограф Нив Манор словно обрушил небо, положил линию горизонта на плечи героев. Разграничил миры, среды обитания - справа светские, слева религиозные. Все строго, скупо. Функционально.

Музыка Итамара Гроса ненавязчиво и мягко ведет от сцены к сцене, связывая их ритмом, единым дыханием.

Финал открыт. Мы не знаем, куда все пойдет. Что станет с Азриэлем? С поэтичным сообществом, тиранически руководимым Ицхаком. Скорее всего - ничего. Сколько еще молодых умов и сердец выберут путь "возвращения к ответу"... Верно ли это? Есть ли здесь ошибка, заблуждение?.. Станем ли мы на этой дороге счастливее и совестливее?..

Театр не дает ответа. Театр рассуждает. И - идет к нам со своими рассуждениями. С художественными образами.

В Камерном появился новый качественный спектакль. И его нельзя пропустить!

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке