Если б моя бабушка Эсфирь Борух-Мордуховна дожила до переезда нашей семьи в Израиль, она бы очень удивилась тому факту, что в Хануку здесь едят пончики, ассоциирующиеся у нее разве что с советским общепитом. Бабушка бабушки, мама бабушки и сама бабушка к этому празднику всю жизнь готовили картофельные оладьи-латкес.
Латкес я пеку и сам, но в этом году захотелось чего-то необычного. Да и лень, между нами говоря, натирать на терке очередное ведро картошки. Нижеприведенный рецепт я прочел в англоязычном религиозном журнале Torah Tidbits и ненавязчиво адаптировал.
На эту тему
Во второй главе Песни песней приводится следующее пожелание главной героини: "Подкрепите меня пастилою…" (Песня песней 5:2). В оригинале - סַמְּכוּנִי בָּאֲשִׁישׁוֹת. Рецепт этих непонятных "ашишот" (пастила? не пастила?) приведен в трактате "Недарим": рабби Иса принес рабби Йоси лепешки, сделанные из каленной размолотой чечевицы, перемешанной с медом.
Берем 200 грамм чечевицы, перебираем, пересыпаем в стеклянную посуду, заливаем кипятком, которого должно быть в два с половиной раза больше, чем чечевицы.
Подписывайтесь на телеграм-канал zahav.ru - события в Израиле и мире
Ставим в СВЧ на 15 минут. Вынимаем, пробуем. Если чечевица не размягчилась, варим дополнительные 10-15 минут. Измельчаем чечевицу в блендере. Добавляем 2 ложки оливкового масла, полстакана меда, полстакана воды, соду на кончике ножа, гашенную уксусом или лимонным соком, щепотку соли, полстакана муки, 2 яйца.
Тщательно перемешиваем. Должно получиться вязкое, но устойчивое тесто. Если недостаточно вязкое, добавляем воды. Если слишком жидкое - добавляем, естественно, муку. На противень кладем бумагу для выпечки, размазываем по ней две столовых ложки оливкового или любого другого растительного масла.
Мокрыми руками формируем шарики, выкладываем на противень. Затем эти шарики расплющиваем, превращая их в оладьи. Выпекаем 20 минут при температуре 180 градусов. Эстеты могут перевернуть латкес царя Соломона на другую сторону и подрумянить ее дополнительно.
Подавать с ханукией!