Слишком много ингредиентов указывает на то, что жили мы в тепле при бурном разнообразии плодов и специй. Торговлей специями успешно занимались еврейские торговцы, а в каждом приличном местечке была колониальная лавка. А теперь покажите мне белоруса, украинца, румына, литовца, который откажется от пряного кисло-сладкого жаркого?!
Итак, нам понадобится килограмм - полтора простой и не смертельно дорогой говядины для тушения, можно чуть с жирком, или телятины. Ее мы режем на куски приличного размера. Мясо должно чувствоваться, быть сочным, так что не мельчите.
Вот появились евреи в Германии, Литве и Польше и любимого оливкового масла не обнаружили. Но куриного и гусиного жира за осень и зиму натопили знатно. В толстостенном казанке растопим три ложки с верхом и отправим на легкую обжарку наше мясо. Не переворачивайте его минуток пять, пока не появится легкая румяная корочка. Теперь можно обжарить без фанатизма и с другой стороны.
У украинских, молдавских и румынских евреев было отменное подсолнечное масло. У балканских, турецких и греческих - оливковое, так что жарьте на чем хотите.
А мы тем временем не скучаем и произвольно, даже не очень мелко, режем две луковицы. Скитальцы, утрите ваши слезы, капните на лук лимонный сок.
Лук можно посолить, добавить к нему пару ложек яблочного уксуса, а можно выдавить свежий лимон и немного водички.
Отправляем все это к мясу, перемешиваем и ждем пока вода не выпарится и не начнется легкая карамелизация лука.
Он потемнел, загустел, стало быть, пора добавлять воду, пусть она на палец-полтора покроет наше пока скучное варево. Стылый пейзаж за окном требует пряных вкусов и запахов. Мы же посреди снегов в каком литовском штетле. Поэтому пара листиков лаврушки, три-пять горошин душистого перца, пол-ложечки молотой корицы и пяток гвоздик, раздавленных в ступке, да немного тертого имбиря дадут требуемый аромат.
А теперь вспомним, что мы евреи, и пропустим через давилку два-три зубчика чеснока. На этом этапе уже можно перчить, а вот солить мясо, купленное в Израиле, я бы повременил. Оно ведь кошерное, пусть разварится и из него выйдет соль.
Но подкислить и подсластить наше кисло-сладкое мы уже можем. Оправим в казан ложки три с верхом хорошей томатной пасты и пару ложек силана - финикового меда. Если его нет, то можем обойтись и обычным. Если получилось недостаточно кисло или сладко, добавим еще. При желании выдавим из лимона еще немного сока.
А теперь хорошо бы натереть половину тульского пряника (он из ржаной муки, с вареньем и пряностями) и до 50 граммов мякиша черного хлеба. Нет пряника? Да и Б-г с ним, положите в кастрюльку только хлеб, залейте кипятком и пяток минут проварите. Можно для получения однородной массы пробить нашу "тюрю" блендером. Отправляйте ее в казан.
Варка, вернее тушение на слабом огне, займет от полутора до двух часов.
Мясо изрядно помягчало, досолим его, добавим кружочки моркови. Это предпоследний этап, поэтому не стоит ее переваривать.
И, наконец, гвоздь программы: чернослив без косточек. Израильский чернослив очень мягкий, его не нужно замачивать, а только разрезать на две-три части, доходит до кондиции мгновенно. Нам понадобится граммов двести. И немного изюма и кураги, это уже высший пилотаж, чтобы окончательно урыть тетю Соню.
Все, последняя проба, выключайте. Божественный эсик флейш должен настояться минут 10-15.
Никакого точного рецепта кисло-сладкого не существует. Известный повар Лазерсон вместо чернослива кладет замороженную вишню. И на здоровье ему!
А гарнир? Пюре, рис, даже спагетти, словом, все, что вы любите. Чешские, венгерские и карпатские евреи традиционно любят драники. Тоже вкусно. Клецки, галушки, кнедлики. Все эти пресные гарниры вожделеют нашу ароматную подливку.
А теперь к столу!
Читайте также
Приятного аппетита!