Zahav.СалатZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+18+8
Иерусалим
+14+5

Салат

А
А

Дом, любовь и деньги

Режиссер выявил, как в привычном социальном механизме семьи, в самой ее сути кроется болезненное и разрушительное начало.

26.01.2025
Фото: Ради Рубинштейн

Семья - родник светлых чувств. Так должно быть в идеале. Но на самом деле она оказывается для многих людей источником психологических травм, причиной заниженной самооценки и незаживающих душевных шрамов. Из интереса к тому космосу, который зовется семьей, - к этому клубку противоречий, к лабиринту, из которого никакая нить Ариадны не может вывести, - и родилась во Франции пьеса "Дорогие родители". Ее авторы - Эммануэль и Армель Патрон. Брат и сестра. Эммануэль - актер, сценарист, много работает для телевидения. Армель - детская писательница. Они выросли в семье, где было четверо детей. И отношения, казусы, проблемы детей и родителей знают очень хорошо не понаслышке. И уделяют этой теме пристальное внимание в своем творчестве.

Эммануэль и Армель Патрон рассказывают, что решили исследовать приемами театра и описать языком комедии такой драматичный момент в жизни семьи, как неожиданное появление крупной суммы денег. Внезапно разбогатеть - серьезное испытание. Деньги становятся проверкой на благородство, доброту, человечность. Деньги помогают творить добро, но способны спровоцировать и породить немало зла. Обо всем этом и рассказывает пьеса "Дорогие родители". Она с большим успехом с 2021 года идет в "Theatre De Paris", номинировалась на премию Мольера.

В иерусалимском театре "Хан" появился спектакль "Дорогие родители" в постановке прекрасного актера, хореографа, многогранного деятеля искусств Эреза Шафрира. Этот режиссер поставил в "Хане" "Дрейфуса", "О, Господи", "Дверь напротив"; осуществил также множество постановок для детей и юношества. В 2003 году Эрез Шафрир получил премию за лучшую хореографию в Камерном театре (спектакль "Уц ли, гуц ли" по пьесе Авраама Шленского). Перевод прекрасного Дори Парнеса.

…Мы оказываемся в прелестной гостиной, в элегантном доме, где все вещи подобраны с большим вкусом и пониманием. Перед нами будто картинка из гламурного журнала. Я даже подумала, что неплохо бы несколько идей и предметов унести после спектакля в свой дом, в свою жизнь - так удачно продумана каждая деталь, так изыскан каждый узор на диванных подушках.

Появляются трое молодых людей. Два брата и сестра. "Два сыночка и умница дочка". Этакие три олененка, которые с порога начинают звать родителей. "Папа, мама, где вы?". Экспозиции в спектакле нет, завязка явлена сразу, без проволочек: дети думают о самом худшем и примеряются к ситуациям, в которых родители погибли, смертельно заболели или стали жертвами злоумышленников. Луиза, младшая, высказывает такую мысль: "Было бы проще, если бы мы их не любили". Ей вторит брат, Жюль, который сообщает цинично-рациональную мысль: "Родители должны бы способствовать тому, чтобы дети их ненавидели. Тогда, - когда родители умирают - дети чувствуют облегчение, и жизнь продолжается".

Трое оленят тревожатся, перебрасываются смешными и абсурдными репликами, в той или иной мере показавшимися мне идиотскими. Они строят предположения. Но тут возвращаются родители. Целые и невредимые. И сообщают, что они здоровы и готовы к переменам в жизни. И собираются переехать в Камбоджу. чтобы и открыть там детский дом для камбоджийских детей. Трое французских отпрысков в шоке, в ступоре. "На какие деньги? Вы продадите дом?!". Папа и мама заверяют, что дом неприкосновенен: "Дом - ваше семейное гнездо; мы не могли бы так с вами поступить". "Так откуда деньги?!".

Атмосфера накаляется. Дети - а у них своя жизнь, каждый из них занят собой, своими бедами, планами, заботами - хотят знать, на какие средства родители собираются заняться благотворительной деятельностью. Как они осмеливаются тратить неведомо откуда взявшийся капитал на сирот из Камбоджи, вместо того, чтобы помочь родным деточкам. Старший сын, Пьер, женат, имеет свою фирму и целое море проблем - и совсем не прочь получить от дорогих родителей материальную помощь. Жюль за скромную зарплату работает в газете, но мечтает написать роман и прославиться. Времени у него для литературной деятельности совсем нет - и он был бы рад, если бы папа и мама помогли, оказали содействие. И малышка Луиза, которая в тридцать два года студентка-медичка, просто еще не определилась, какое направление ей выбрать, и тоже весьма была бы рада, если бы родители выделили ей солидную денежную сумму.

С продвижением по этой семейной мини-саге зрители узнают, что родители выиграли в лотерею 150 миллионов евро. И детки превращаются из инфантильных оленят в довольно грубых жадных медвежат. И обрушивают на родителей все свои обиды, предъявляют эгоистичные претензии. Пьер и Жюль беспардонно стыдят родителей, злобно требуют и даже угрожают. Луиза сменяет подростково-глуповатый тон и нарочито-девчачьи реплики на устрашающую истерику. В красивой гостиной меркнет свет, будто электричество перегрелось. Метафорически, конечно. И клубок змей злобно шипит. Папа и мама с ужасом смотрят на тех, кого не так давно они считали милыми забавными маленькими детками. В какой-то момент в руках Луизы появляется ружье…

Этот фарс, грустную комедию про семью артисты "Хана" играют просто и, я бы сказала, нежно. Театр "Хан" - небольшой, фактически этот театр - единая семья. Непростая. С нелегкой судьбой. Пьеса драматургов Патрон ему оказалась очень впору. Режиссер Эрез Шафрир мягко и без излишних аффектов прочувствовал и расписал как по нотам историю семьи, на которую свалилось серьезное богатство. Родители, которые вроде светло и деликатно противостоят акулам-деткам, тоже в этом калейдоскопе не до конца благородны и безгрешны. Режиссер выявил, как в привычном социальном механизме семьи, в самой ее сути кроется болезненное и разрушительное начало. Узел конфликта затянут туго; смешные легкие реплики и комическая составляющая не вводят зрителей в заблуждение. Истинный смысл пьесы печален. Горький вкус у этой почти дидактической иллюстрации к простому на первый взгляд факту-анекдоту.

Ансамбль - это сильная сторона "Хана". В этом театре умеют убедительно выстраивать партнерскую атмосферу. Мама (Кармит Месилати) и папа (Нир Рон) органичны, великолепно серьезны. Луиза (Ницан Левартовски) проходит эмоциональный путь от избалованной девочки до чудовища, которое готово убить из-за денег. Она раскрывается постепенно, а в финальной сцене яд так и плещет из нее. Не лучше, нисколько не благороднее образы Жюля (Шахар Нец), и Пьера (Ифтах Офир). Их челюсти готовы сжаться на горле родителей, решивших пожить для себя, в соответствии со своими мечтами и убеждениями.

В этом спектакле больше поводов для слез, чем для смеха. Так и задумывается обычно фарс. Красивая, очень уютная гостиная (сценограф Зеэв Леви) и точно, стильно придуманные костюмы (Ноа Дотан) ненавязчиво и естественно помогают расставить акценты. Интересно, что в одном из интервью Эммануэль Патрон сказал, что черты характера и факты биографии его и Армель родителей пересказаны в пьесе. Иначе ведь и не бывает: чем мы живы - о том и пишем…

Этот спектакль непременно надо смотреть. Несмотря на кажущуюся банальной тему. Это точный и мудрый материал для раздумий. И еще. В фильме "Мсье Папа", обаятельном и трогательном, Эммануэль Патрон играет не очень значительную, но интересную роль дирижера. И он уверенно дирижирует Концертом Рахманинова. И этот фильм тоже про семью. Сложную, горькую. Которой так трудно дать однозначную оценку.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке