Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+22+16
Иерусалим
+15+11

Салат

А
А

Такие же люди, как мы

Смотреть "Индийского больного" необходимо и полезно для души. Спектакль, безусловно, достоин внимания; и подобных у нас в Израиле немного.

31.10.2025
Фото: Ради Рубинштейн

Эту пьесу некоторые критики величают "израильской классикой". Ее авторы Решеф и Регев Леви. Пьеса называется "Индийский больной". Драматург Решеф Леви сохранил, сберег на всех творениях, на титульных листах рядом со своим именем имя своего покойного брата, Регева. У меня сразу возникла перекличка, некая аналогия названия пьесы с книгой канадца Майкла Ондатже и со снятым по ней одноименным прославленным фильмом "Английский пациент". И в сюжете, и в интонациях мне видится нечто неуловимо схожее. Но у нас на сцене - Израиль, и местная драма рвет зрительскую душу по-своему.

Этот спектакль в "Камерном" - действительно камерный. Семейная негромкая история, четыре персонажа. Действие происходит в наши дни, в двух локациях: в фалафельной и в гостиной семейного дома. Горькая драма людей, накрепко связанных между собой судьбами, разворачивается на сравнительно узком пространстве. Амос Оз однажды верно заметил, что самые грандиозные драмы человечества происходят на небольшом участке, где-то между кухней и гостиной… Так и есть. Да еще сценограф Александра Нарди столь плотно "заселила" сценическое пространство вещами - шкафами, книгами, ящичками - что, кажется, среди всего этого трудно дышать. Повсюду память и тени былых переживаний, своеобразное скрещение судеб в музее вещей…

Драматурги рассказывают историю четверых героев. Квартета, затерянного в большом мире, в доме-вагоне, переполненном разным скарбом и несущемся неведомо куда. На этом маршруте нет указателей, нет компаса и логики. Ошибки и грехи прошлого отпечатываются в матрице настоящего и будущего.

Фото: Ради Рубинштейн

Элиягу, отец, болен. У него деменция, он не узнает жену и сына, все путает. Лишь иногда в его затуманенном мозгу что-то просыпается, и он радостно или с грустью обращается к бывшим коллегам, известным политикам. К тем, с кем он шел то ли верной, то ли ошибочной дорогой. И милые старые израильские песни, добрые и прекрасные, звучат над домом, памятью, болью.

Адвокат Авшалом - сын Элиягу от первого брака. Отец ушел из семьи, а потом оттолкнул сына в тяжелой ситуации, и потому утратил право на его уважение. Авшалом смог преодолеть наркозависимость и изменил свою жизнь. Он адвокат. Одинокий. Не очень приветливый. Фалафельная, где он постоянно бывает по привычке, работа и невидимый зрителям пустой дом - вот и вся его жизнь. Любимую женщину и ребенка он утратил.

Сегев - сын Элиягу от второго брака; приходит к брату знакомиться, и рассказывает о болезни отца. И так складывается, что Авшалом, несмотря на неприязнь к отцу и застарелую обиду, становится очень близким, поистине родным для этого парнишки - динамичного, полного жизни, саркастичному, и, как после выясняется, смертельно больному. Найти донора крови для Сегева не удается. И Авшалом теряет брата, которого успел за короткое время узнать и полюбить. И вдруг отец выздоравливает. Пуант, то есть неожиданное разрешение сюжета, поворот, который придает концовке странный, немного водевильный, но оптимистичный окрас, вызывает в зале живой эмоциональный отклик.

На мой взгляд, драматургия в "Индийском больном" особой глубиной не отмечена, хотя вполне добротна и трогает душу, как мелодраматически, так и психологически, просто и трепетно обращаясь к тем нежным струнам, на которых звучит понятная всем тема семьи. Слезы вызывает, - да¸ но это, пожалуй, и все. Ведь сказал Ларошфуко, что на смерть и на солнце не следует смотреть в упор. Потому что слезы слепят, и их при наблюдении обоих явлений трудно остановить.

Читайте также

Режиссер "Индийского больного" Амир Вольф. Он проделал четкую, умную, основательную работу. Мудро расставил акценты. И темпоритм, и нарастание напряжения, и эффектность подачи - все есть. Режиссер в содружестве с актерами выявил лучшее, самое важное в материале. Актеры в квартете действительно хороши. Нечасто возникает столь гармоничное, с истинным сценическим мастерством выстроенное, выверенное сотворчество.

Моти Кац в роли Элиягу трогательно беспомощен, и в то же время до смешного, до абсурда капризно властен. Его упоение политическими интригами карикатурно. Он волшебно, мистически излечивается в финале. Но станет ли этот персонаж человечнее, теплее, мудрее - вопрос открытый.

Сара фон Шварце в роли Далии, второй жены Элиягу, наивна, суетлива. Она, как говорит ее сын Сегев, плохо готовит и не проявляет вкуса в одежде. Ее мяукающий, девичий, инфантильный голосок, как и ее наивные попытки жить и радоваться, когда в доме мрак и боль, вполне органичны. Актриса убедительна и выразительна.

Авшалом - Том Авни. Он не педалирует, не перетягивает на себя (как делают некоторые другие "звезды") одеяло внимания и успеха. И только в трагичной, глубоко эмоциональной сцене с отцом, когда сын на коленях умоляет о помощи и достигает огромной мощи переживания, артист обрушивает на зрителей шквал эмоций. В этой сцене мне показалось, что актер каждой клеткой своего тела и страдает, и ранит одновременно.

Сегев - юноша, в котором свет и цинизм¸ сострадание и обреченность соединились, слились в жгучий живой коктейль. Милый, горестный, ироничный паренек, которого судьба не пощадила. Я видела на премьере в этой роли Идо Тако. Он очень выразителен, наделен ярким темпераментом и неподдельным актерским обаянием.

Мелодрама - прекрасный жанр. Народный. Наделенный неким обезболивающим душу, утешительным действием. Смотреть "Индийского больного" необходимо и полезно для души. Спектакль, безусловно, достоин внимания; и подобных у нас в Израиле немного. Идите в "Камерный", смотрите - и соотносите свой домашний космос с тем, который увидите на сцене. Семейные истории - всегда актуальны, поучительны и увлекательны, мне кажется…

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке