Читайте также
"Глаза его слепы, и он дрожит от холода внутри вас, ибо не хочет знать, что в конверте. Он хочет лежать в темноте и не знать, и греться своим незнанием". (Роберт Пенн Уоррен)
Роберт Пенн Уоррен, автор знаменитых в прошлом романов, не дожил до наших дней. Потому и не застал те фундаментальные противоречия, которые встали перед современным человеком. Но очень тонко уловил безудержную страсть современника к знаниям. Даже если открытия те до конца не изучены и сулят в будущем проблемы, неукротимый экспериментатор готов рискнуть.
Мы говорим о естественных и искусственных процессах, протекающих в обществе. Причем, имеем в виду не живые оригиналы, а искусные копии, не объективные явления, а виртуальные симулякры (Симулякр - от лат. simulo "делать вид, притворяться" - копия, не имеющая оригинала в реальности).
Естественный процесс рождения ребенка сегодня все чаще дополняется искусственным зачатием у тех пар, которые не могут иметь детей.
Прошло всего ничего времени, как появилось ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение). Медицинские технологии были быстро поставлены на поток, искусственно оплодотворение вошло в моду. Первый ребенок из пробирки появился в Великобритании в июле 1978 года, а сегодня их насчитывается в мире уже миллионы.
Данные тут разнятся, но важны не статистические данные сами по себе, а тенденция. Темпы роста "зародышей в пробирке" поразительны. Для того, чтобы во всю мощь заработала индустрия ЭКО, нужны были определенные условия: неимоверный спрос, достаточное количество супружеских пар, готовых платить серьезные деньги, современное медицинское оборудование и обслуживание, свободное и незашоренное сознание.
Теперь, спустя 35 лет после начала подобного рода операций, следует оценить результаты рискованного эксперимента, чтобы понять: отличается ли человек из пробирки от обычного ребенка, зачатого традиционным способом.
Хотя окончательных выводов специалисты пока еще избегают - слишком уж мал период наблюдений - однако предварительные результаты все же есть.
"По нашим данным риск врожденных дефектов для беременностей с участием ВРТ составляет 8,3%, тогда как для естественных беременностей подобный риск оценивается в 5,8%", - пишет профессор Майкл Дэвис, исследователь из университета Аделаиды. Утешительно звучит: ничего страшного - вот только врожденные дефекты у пробирочных детей могут передаваться почаще. Кто его знает, каким другим неведомым рискам подвергаются такие дети?
"В животе у вас холод, но вы открываете конверт, потому что удел человека - знание".
На поверхности информация о положительной стороне ЭКО, но мало кого беспокоит обратная сторона искусственного зачатия. Тот небольшой процент зачатых в пробирке детей к общей массе сегодня никак не влияет на что-либо. Однако никто не может учесть риски, которые несут обществу такие дети завтра. Что будет с ними во втором и третьем поколении?
Далее идет воспитание. Традиционный веками испытанный воспитательный процесс (садик - школа - вуз) сегодня подвергается невиданной критике и беспощадному пересмотру многих программ.
В противовес такому естественному воспитанию набирают обороты различные активные формы интернет обучения. Что с того, что несколько миллионов детей уйдет из сферы влияния традиции? И вновь никто не рассчитывает далеких последствий такого искусственного развития интеллекта. Ведь виртуальное образование во главу угла ставит Я, работает по схеме Я - МЫ, то есть опирается на субъективное восприятие мира и личное благополучие.
Естественное образование, несмотря на множество минусов и отживших себя методик, имеет один огромный плюс. Оно воспитывает ребенка в коллективе, приучает к социальной жизни и дает возможность ощутить себя членом мощной команды, гражданином своей страны и участником общего забега. Оно готовит будущего гражданина, способного занять свое место в строю и найти себя. Такое образование построено по формуле: МЫ - Я.
"Конец человека - знание, но одного он не может узнать: спасет его знание или погубит".
Исследование феномена ЭКО и идей виртуального образования весьма познавательно, но нам оно нужно для того, чтобы перейти к другой теме. Точно так, как были опробованы и внедрены в практику идеи искусственного оплодотворения, примерно также были задуманы и задействованы наработки по искусному изменению сознания. Мы говорим о вбрасывании в массовое общественное подсознание мощных мыслей-стимуляторов, которые ведут к недовольству и гражданскому неповиновению.
Технологии очень схожи. Только в первом случае медики отбирают активные сперматозоиды и вводят их непосредственно в матку, чтобы сохранить плод, - то во втором специалисты по революциям выделяют из общественного сознания провокационные идеи, внедряют их в подсознание общества, тщательно ухаживают за ними, умело раскручивают, пока не добиваются поставленной цели.
Из множества демонстраций, направленных против власти, вспыхнувших внезапно и прошедших под знаком социальных сетей, приведем пример самых любопытных.
"Он погибнет - будьте уверены, - но так и не узнает, что его погубило: то знание, которым он овладел, или то, которое от него ускользнуло…"
Скажем, мощные выступления в Бразилии, которые вспыхнули под смешным предлогом (была поднята цена на общественный транспорт на 20 сентаво). Казалось бы - мелочь. Но протестующие через социальные сети сумели из этой мелочи раздуть национальный пожар. Буквально мгновенно негодование против подорожания вылилось в громкий социальный протест против правительства. На улицу вышли сотни тысяч недовольных. И лозунги улицы, естественно, уже касались совершенно других вопросов.
Еще один поучительный пример социального взрыва, спроектированного извне и занесенного в страну из виртуального пространства - демонстрации в Турции. Начавшись с незначительного эпизода (снос любимого горожанами парка в центре Стамбула), манифестация на площади Таксим быстро переросла в масштабную акцию протеста против правительства и засилья исламистов. И снова основными участниками протеста выступили молодые люди, активные пользователи социальных сетей.
Неужели кто-то поверит, что отсталые во всех отношениях западные районы Украины, вдруг озаботились новыми идеями и оказались самыми активными сторонниками интеграции страны в Европейский Союз. Скорее мы поверим в то, что подготовленная и сформированная в отряды биомасса нашла удобный предлог, быстро сориентировалась и дружными рядами выступила против правительства.
Подводя итог, отметим: появился и быстро распространился современный сетевой гомункулус, лишенный критических начал, сдерживающих центров, подверженный виртуальному влиянию и давлению извне. Такой симулякр, зачатый в социальной пробирке, отрицающий любые национальные традиции, несет обществу множество скрытых и опасных рисков и является прекрасным материалом для политических манипуляций.
Яков Бендерский