Zahav.СалатZahav.ru

Вторник
Тель Авив
+30+22

Салат

А
А

Израильская школа в 2030 году

Как ни маловероятна и проблематична версия о компьютерном обучении в мире – в Израиле такая идея кажется попросту фантастичной.

30.10.2014
Источник: salat.zahav.ru
ShutterStock

"Но если успехи наук и искусств ничего не прибавили к нашему истинному счастью, если они испортили наши нравы и нанесли ущерб чистоте вкуса…" (Жан Жак Руссо)

Общее мнение таково: традиционные методы обучения окончательно устарели. С развитием Интернета образование перемещается в "интерактивную среду", куда с головой погружается ученик. Именно в виртуальной реальности ждут не дождутся истосковавшегося по знаниям дитятко подлинные открытия. И способствуют тому выдающиеся лекторы, увлекательные курсы, необычные методики, превосходные тесты, новые учебные программы.

Точно таких же взглядов придерживаются и ученые. Посмотрите на опрос экспертов, специалистов в области образования, проведенный аналитическим центром World Innovation Summit for Education (Wise). В один голос они заявили, что в будущем: "Главным источником знаний станет интернет, а глобальным языком обучения - английский. 

Причем, что показательно – ученые разных взглядов (лингвист Ноам Хомский, экс-премьер-министр Австралии Джулия Джиллард, профессор Сугата Митра и другие) сходятся в одном: "… главным источником знаний будет интернет-контент". И не когда-нибудь, а в недалеком уже 2030 году.

Не напоминает ли такая безоглядная вера в компьютерное обучение бытовавшее когда-то убеждение, будто бы цивилизация способствовала смягчению и исправлению нравов. Если брать абстрактно, то нельзя не согласиться с данной аксиомой. Но нашелся Жан Жак Руссо, который еще в восемнадцатом веке посягнул на благодушную теорию в своем знаменитом эссе "Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов".

"Единственные, от кого нельзя избавиться, не избавившись от самого театра, – это актер и зритель". (Питер Брук)

Несмотря на общий хор, в котором слились голоса поклонников компьютерного будущего, встречаются скептики, кто никак не желает петь в унисон со всеми. Наткнулся на статью "Как преодолеть отвращение к обучению" сэра Кен Робинсона, где тот рассуждает об образовании в XXI веке, и был поражен позицией автора, которая совпадает с моими собственными наблюдениями.

Начнем с того, что автор считает главным как в современной школе, так и в школе будущего. Вы удивитесь – там нет ни слова о компьютере. Сэр Робинсон сравнивает школу с театром и приводит слова знаменитого театрального режиссера Питера Брука: "Задайте себе вопрос: что можно убрать из театра, сохранив его сущность? Занавес, сценарий, освещение, режиссера. Единственные, от кого нельзя избавиться, не избавившись от самого театра, – это актер и зритель".

Так и школа. Если отшелушить второстепенные детали, к которым относится и компьютерные программы обучения, если выявить сердцевину проблемы, то окажется, что она сводится все к тем же неизменным составляющим учебного процесса: ученику и учителю.

"У ученика будет намного более широкий доступ к источникам знаний, более космополитический и менее "локальный" менталитет".

Теперь, когда мы нащупали суть проблемы, рассмотрим неразлучную парочку.

"Испанские эксперты считают, что обучение не будет проводиться только в определенные часы и в определенных местах. Будут ли домашние задания? В каком-то смысле, почти все превратится в домашние задания. График станет более свободным, будет больше индивидуальных заданий".

То есть испанские ученые прогнозируют в будущем идеальных учеников, готовых в любое время и в любом месте заниматься любимым делом – самообразованием.

Обратимся к израильским ученикам, о которых в народе сложилось более чем негативное представление. Общественное мнение обвиняет молодое поколение в полной потере интереса к учебе, свободном и даже развязном поведении, пренебрежительном отношении к учителям и к старшему поколению, половой распущенности. Не говоря уж о лени, нежелании готовить домашние задания, неумении сосредоточиться и сконцентрировать внимание на одном предмете.

Опять же, с нашей точки зрения, общепринятое мнение об этом крикливом племени сабр несколько преувеличено. Но мы сейчас не об этом. Давайте представим себе, как поведет себя средний израильский ученик, если попадет в школу будущего.

Если сегодня под бдительным оком администрации, давлении учителей, воздействии класса и интересе родителей мы с трудом заставляет учиться – то как такой израильский "продукт воспитания" вдруг да увлечется компьютерным обучением. При свободном-то посещении, необязательном выполнении домашних работ, отсутствии четкого расписания и прочих официальных скреп, составляющих суть классического образования. Как заставить ученика часами "сидеть" на образовательном и скучном сайте, когда вокруг столько соблазнительных и приятных отвлечений. Да никогда в жизни!

"Главная миссия учителя будет состоять в том, чтобы направлять ученика в ходе самостоятельного обучения…"

Испанские эксперты единодушно и с восторгом рисуют портрет будущего идеального учителя: "Бессмысленно читать занудные лекции ученикам, которые не могут участвовать в процессе, если можно вместо этого дать им запись лекции. Учителя станут проводниками ученика на его собственном пути к знаниям…"

На фоне такого учителя-проводника и праведника, мягкого наставника и комментатора, израильский учитель смотрится как-то странно. И не потому, что не ему не хватает знаний, а потому, что он считает одного себя главным персонажем, а не отвлеченной функцией учебного процесса. Такой самодостаточный, уверенный в себе и своем праве учить преподаватель вряд ли согласится стать придаточным звеном к компьютерной программе.

Наше общество весьма невысокого мнения об израильских учителях, предъявляя им претензии в равнодушии к ученикам, непрофессионализме, душевной лени, чуть ли даже не в невежественности. Не будем спорить с общественным мнением, хотя мы вовсе не разделяем эту точку зрения. Скажем лишь: вся система израильского образования не готова к 2030 году изменить свой подход к школе.

Ни министерство образования, ни высшая школа, отвечающая за подготовку новых кадров, ни институты переподготовки, ни учителя, которым хватает забот думать о настоящем и выживать.

Подводя итог: как ни маловероятна и проблематична версия о компьютерном обучении в мире – в Израиле такая идея кажется попросту фантастичной. А наивная вера в то, будто компьютерное обучение улучшит современную школу, сменяется твердым убеждением. Интернет-образование быстро убьет всякое образование.

Яков Бендерский

Читайте также