Каково это, быть актером или актрисой? Я с трудом представляю себя в этой профессии. Например, просыпаюсь утром - а сердце пронзает боль: ведь не я сыграю в новом спектакле роль леди Макбет; и даже никакую из ведьм, из "пузырей земли", не сыграю. Сразу меркнет солнце, и музыка телефона кажется рыком чудовища…
Творческие профессии - это одновременно дело и увлечение, доставляющие и муки, и радости. Мук, наверное, больше. Но и радости, наслаждения острее. Вероятно, приходится стать немного мазохистом, очень отчаянным и при этом романтичным, да еще и в меру честолюбивым, чтобы идти извилистой дорогой в джунглях современного искусства. Приходится зависеть от переменчивой моды, от вкусов и капризов толпы, от случая и конъюнктуры, от мнения сильных мира сего. И все же - слава творцам! Тем, кто не боится, не отступает от своей цели, кто не может жить иначе.
Вечер пятницы был нежно-прохладным. В Ришон ле-Ционе сияли негромкие, не слепящие фонари. Они жемчужинками дрожали на занавесе неба и темнеющего парка, из которого доносились детские звонкие приказы взрослым. Вода в фонтане возле небольшого дома "Бейт ха-Ам", в котором находится зрительный зал, казалась алой. Синева неба и алая вода таинственно сливались. Здание театрика, укутанное сизым плащом сумерек, притягивало к себе взгляд.
Я шла на спектакль "Театра-Т". Любительского театра, которым руководит Мария Малишевска. Театра, который строится только на любви к искусству. А иначе для чего бы артистам соблюдать дисциплину и тратить свои силы и время на труд, который не приносит стабильного заработка? Я шла по вечереющему миру на спектакль любящих. На "Дорогую Памелу". Пьеса Джона Патрика, которая называется в авторском варианте "Ах, как бы нам пришить старушку!", была написана в 1961 году. Эта история, остроумно и изящно рассказанная, будто призвана вселить в сердца людей доброту и свет. Напитать их гуманизмом. Блестящий Перевод Регины Козаковой и Григория Горина придает тексту пьесы черты родные и близкие русскоязычному зрителю.
Читайте также
Главная героиня, одинокая дама по имени Памела Кронки, совершенно лишенная материальных амбиций, живет в нищете, без друзей и родных. Но при этом она оптимистична, как вольтеровский Кандид, и добра до детской наивности. Она выглядит просто образцом человечности. Памела не хочет и не может поверить в то, что многие люди жестоки и злокозненны. Что некоторыми из них движет жадность и эгоизм, что нет предела их корыстолюбию. Она пишет письма Богу - и уверяет, что готова всегда и до конца любить своего ближнего. Во всяком случае, постарается стремиться к этому. Ее доброжелательность и странная, но неукоснительная вера в то, что люди по своей природе добры, делают этот мир немного более пригодным для жизни, более симпатичным. Мрак кажется менее беспросветным из-за того, что такая Памела ходит где-то рядом с нами…
Режиссер Маша Малишевска раздала своим актерам роли и выстроила спектакль таким образом, что практически вся труппа вовлечена в творческий процесс. Есть роли, которые играют два актера по очереди. Памела, докторша, Глория, Лицо от театра - в сценической версии "Театра-Т" предстают в двух трактовках, в двух обликах. Это смотрится интересно, и делает игру театра с публикой оригинальнее и увлекательнее. Зрители ведь понимают, - они изначально в курсе того, что перед ними актеры-любители. Эти артисты трудятся в самых разнообразных производственных сферах, а театр - их развлечение, хобби, отдых для души. Театр - не повинность, не служба, не должность. Для них театр - украшение жизни, своего рода роскошь. Свобода и праздник - таков их стиль, и такова же атмосфера творчества. Подобной привилегии артисты-профессионалы начисто лишены. И поэтому любители, искренне любящие театр, оказываются в гораздо более выигрышном положении.
Я не буду здесь анализировать актерские работы. Это было бы уместно в рецензии на профессиональный театр, с учетом конкурентных ситуаций творческого рынка, подковерных боев за кассу и прочих закулисных горестей. В данном случае не стоит вести речь об актерских рамках и штампах или разбирать эстетическую концепцию. Скажу честно: театр в работе над пьесой Джона Патрика взял высокую и верную ноту. Почти на всем протяжении продолжительного спектакля (он длится около трех часов!) сценическое действие выглядит вполне занимательным. Актеры органично общаются друг с другом, несут сверхзадачу, удачно передают второй план. Исполнители не отбывают номер, не просто присутствуют на сцене - они взволнованно и радостно разыгрывают пьесу-идиллию; пьесу, которая вся свет и надежда...
Образ Памелы - камертон спектакля. "Сахар у меня в коробке из-под табака, а соль в банке из-под нафталина", - говорит она. Или еще: "Красивый мужчина да еще с чувством юмора - это находка!" Она милая и спокойная, и о прошлом не печалится (ну, разве что чуть-чуть). Молодость ее не покинула, за вещи она не держится. Вот добрые беседы и хорошие люди - другое дело. И сила ее, непобедимая и сказочная, зиждется на том¸ что эта выброшенная, казалось бы, на обочину жизни женщина, ничем не обеспеченная и слабая, - настоящий Человек. С большой буквы. Такой, каким люди могут и должны быть.
Режиссер и актеры "Театра-Т" - старатели, романтики, аматоры, любящие театр. В тех израильских городах, куда "Дорогая Памела" приедет, у зрителей появится отличная возможность побыть в творческой атмосфере, пережить виртуальное приключении, развлечься - и удивиться. А удивление и правильная атмосфера - это и есть театр. Настоящий. Который и надо любить.