Zahav.СалатZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+26+18
Иерусалим
+25+16

Салат

А
А

Израильская школа в объятьях реформы

Не пришла ли пора с позиций уже нового времени посмотреть, куда мы пришли, что дала нам реформа и оценить ее плоды.

12.02.2015
Источник:salat.zahav.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

"Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь". (Грибоедов "Горе от ума")

Было, было когда-то безмятежное и необременительное времечко, которое учителя вспоминают со счастливой улыбкой - то была позабытая ныне дореформенная пора.

Однако даже тогда не все было так радужно, как это мнится сегодня. Уже в то блаженное время учителя почувствовали, что наше образование никак не может выбраться из затяжного кризиса, что школа безнадежно отстает от требований времени и возопили о новшествах-реформах.

С другого конца рвала на куски устаревшую школьную систему возмущенная общественность в лице назойливой прессы. Она бесконечно клевала печень, как будто перед ней стояла не невинная школа, а наказанный богами Прометей. Критике подвергалось все: нерадивые ученики, бездарные учителя, министерство просвещения, отсталые методики и низкие зарплаты.

Нарастало давление со всех сторон, школу раздирало на части, требовалось немедленное улучшение качества преподавания, изменение статуса учителя.

Взаимные усилия и недовольство привели к тому, что государственный механизм пришел в движение - административные колеса сдвинулись с места. Запущена была новая реформа, которая получила название "реформа Доврата".

С тех пор прошло-пролетело десять лет: сменились правительства, пришли и ушли в отставку министры образования, постарели опытные преподаватели, а им на смену поднялась новая поросль учителей; выделены были, наконец, большие деньги - пришла пора подводить итоги.

Нет, пока еще рано говорить о том, будто бы реформа завершилась, ее неумолимые цепкие объятья все сильнее и сильнее захватывают и втягивают в ее орбиту все новых и новых учителей. Убежать, увернуться, ускользнуть от нее невозможно - остается получить свои деньги и сдаться на милость победителя.

Не пришла ли пора с позиций уже нового времени посмотреть, куда мы пришли, что дала нам реформа и оценить ее плоды.

"Правительство государства Израиль назначило в октябре 2003 года экспертную группу по разработке направлений реформы национального образования…"

Если полюбоваться с высоты сегодняшнего дня на колоссальный комплексный план реформы школы, на фантастический образовательный проект, который был задуман тогда - берет радостная оторопь. Сколько смелой фантазии, сколько ума и находчивости требовалось от составителей, сколь дерзновенно сумели они заглянуть в будущее. Не говоря уж о том, сколько стоила сия затея, составление гигантского документа - но размах ему был придан поистине государственный.

18 экспертов, возглавивших восемь профессиональных комиссий, численностью более 60 специалистов, в течение года разрабатывали идеальный План. Следуя ему, Израиль немедленно превращался в единственную в мире страну, которая справилась бы с современными вызовами и построила школу будущего.

Казалось, учтены были все стороны школьного процесса: социальная (сократить разрыв в социальных условиях учеников и ликвидировать неравенство); экономическая (повысить оплату труда преподавателей); административная (расширить автономию школы); профессиональная (поднять качество образования до мировых стандартов); управленческая (проверка, оценка, и гласность - три составляющих управленческой культуры).

Были регламентированы и приведены к единому стандарту и начальная школа, и средняя, и высшая. Строго указано на место директорам школ, преподавателям и ученикам, намечены точные сроки, назначены четкие указания - оставалось лишь построить такую идеальную школу.

Что сказать: если существовал бы где-нибудь конкурс на лучший бюрократический прожект - то израильский образовательный проект, без сомнения, занял бы там почетное первое место.

"… к 2015 году реформа "Оз ле-Тмура" будет работать в полном объеме во всех школах".

И вот, наконец, израильская школа дожила до реализации проекта, когда можно вкусить его сладкие плоды. Мне очень сложно оценить в полном объеме, удалось ли реализовать задуманное, перевести старую косную школьную систему на новые рельсы. Дадим слово непосредственным участникам процесса.

Марина Горовая, учитель математики, школа "Галили", 30 лет стажа.

"Трудно сказать, нужна или не нужна была реформа такого масштаба, так как до сих пор она касалась в основном начальной школы. Лишь в прошлом году она была введена в старших классах. Есть много положительного, с моей точки зрения. Большой плюс ее - увеличение зарплаты. Так как мне приходится готовить старшие классы, то сижу в школе много часов. Почему же не сидеть за деньги?"

Галина Кушнир, учитель биологии, школа "Мосинзон", 40 лет стажа.

"Я считаю, реформа нужна была и ученикам, и учителям. Для ребят ее плюс в том, что у учителя есть теперь время заняться слабыми учениками, провести индивидуальные занятия. Реформа принесла пользу и учителям: всю основную работу я делаю в школе - освободив себе вечер. Конечно, не обошлось без минусов. За счет того, что учитель массу времени отдает школе, накапливается усталость. А потому не успеваешь восстановиться к следующему дню. Кроме того, в нашей школе нет условий для учителей, проводящих целые дни в учительской - негде расслабиться".

Мне и самому пришлось столкнуться с новой реформой, поработать в программе "Оз ле-Тмура". К какому выводу пришел: цели, намеченные общим планом большой реформы школы - качественный подъем образования - можно считать не выполненными. О них попросту забыли. Зато побочные ее результаты - вынужденное многочасовое отсиживание учителей в школе за определенную плату - прошло более чем удачно.

Остается только дожидаться новой реформы школы, которая ослабила бы удушающую хватку "реформы Доврата" и вернула учителям свободу и капельку прошлой жизни.

Яков Бендерский

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке